Что делают
Затихшие было — на фоне скандалов с фильмом «Матильда» и делом «Седьмой студии» разговоры о новой протекционистской мере — увеличении стоимости прокатного удостоверения в России до 5 млн рублей — начались с новой силой. Обсуждение проекта проходит на «Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов» — там документ официально называется «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В нем предлагается осовременить федеральные законы «О государственной поддержке кинематографии» и «Об обязательном экземпляре документов», которые, сказано в сопроводительной записке, «серьезно устарели».
Самым спорным положением законопроекта представители киноиндустрии посчитали намерение Минкультуры радикально повысить плату за прокатное удостоверение — до 5 млн рублей вместо нынешних 3,5 тыс. руб.
В проекте эта сумма названа «неналоговым платежом» и указано, что она является обязательной для любого фильма, который был показан в России на более чем ста сеансах.
Обсуждение законопроекта завершится 27 октября 2017 года, а сам закон, как планирует Минкультуры, вступит в силу с 1 января 2018-го.
Специалисты компании «Невафильм Research» (исследование опубликовано в журнале «Синемаскоп») подсчитали, что если бы такие сборы за прокатное удостоверение были введены в 2016 году, то из 413 фильмов, которые были в прокате, осталось бы 169 («оптимистический сценарий», 124 иностранных и 45 российских) или 115 («пессимистический», 83 иностранных и 32 российских). Количество прокатчиков уменьшилось бы с 64-х до 11-ти или даже семи.
А вот кассовые сборы изменились бы не так сильно — вместо 51 млрд рублей российский прокат заработал бы 49,9 млрд или 47,5 млрд рублей. Не изменилась бы и доля выручки российских фильмов — около 17%.
Что говорят
Генеральный продюсер независимой кинокомпании TVindie Евгений Гиндилис назвал законопроект формой экономической цензуры.
«Впервые за несколько десятков лет на рынке радикально меняются правила игры, — считает продюсер, — Все, что будет делаться вне системы господдержки, почти в ста процентов случаев окажется вне легального поля. Наша компания делает фильмы, как художественные, так и документальные — и мы на данный момент просто не имеем такой возможности взять и выложить 5 млн рублей. Надежд на крупный бизнес, по мнению эксперта, тоже нет.
«Времена, когда олигархи участвовали в финансировании съемок кино, давно прошли», — полагает он.
Не является выходом из ситуации и онлайн-прокат — уже приняты законодательные акты, напоминает Гиндилис, обязывающие онлайн-кинотеатры иметь прокатное удостоверение для доставки фильмов своим подписчикам и зрителям.
«Мы приближаемся к китайской модели, — поясняет продюсер, — Там есть независимое кино, но массовый китайский зритель не подозревает о его существовании».
По его словам, ответом на действия властей станет массовый уход в видеосервисы, в частности, на Youtube, с помощью которого монетизируют свой контент видеоблоггеры и музыканты.
«Мы сейчас работаем над документальным проектом, — рассказал Гиндилис, — и даже не думаем над тем, чтобы обращаться за прокатным удостоверением. И вообще не планируем экранного проката».
Инициативу авторов законопроекта эксперт назвал «истерикой охранительно-консервативной вертикали» и «законодательной судорогой».
Киноэксперт, гендиректор ФГБУК «Роскультпроект» Олег Иванов полагает, что «мягкий протекционизм» в кинопрокате необходим, однако сам законопроект нуждается в существенной доработке. «Российская киноотрасль нуждается в защите от неравной конкуренции со стороны транснациональных кинопроизводителей, — полагает эксперт, —
Однако на данный момент законопроект очевидно несовершенен. Но это значит, что его нужно доработать, а не уничтожать».
Однако другие опрошенные «Газетой.Ru» эксперты высказали по этому поводу скепсис. Попросивший об анонимности представитель киноотрасли, выразил сомнение в том, что будет собрана сумма в 2 млрд рублей, ради которой имело бы смысл вводить такой сбор — и спрогнозировал сумму, в четыре раза меньшую. Первоначально планировалось, что эти деньги должны будут выплачивать прокатчики, планирующие 100 или больше сеансов, хотя первоначально речь шла о тех, кто планирует выпустить больше 100 копий фильма.
Источник «Газеты.Ru», близкий к Фонду кино, указал, что в мире уже есть более деликатная модель протекционизма в отношении национального кинопроизводства — французская. В этой стране нет никакого ограничения на прокат, например, американского кино — однако за демонстрацию иностранных фильмов кинопрокатная компания (а также видеодистрибьютор или онлайн-кинотеатр) должна выплачивать процент с оборота.
В России такая система, по мнению собеседника издания, работать не будет. «Платежи у кинотеатров вправе собирать только налоговая служба, - размышляет эксперт. — И они уйдут в Минфин, который, конечно, никогда не вернет их обратно в отрасль». Кроме того, эксперт выразил удивление тем фактом, что
сбор в новом законопроекте предлагается брать со всех кинопроизводителей — а не, скажем, собирать с иностранных компаний с тем, чтобы поддерживать отечественные.
«Это не директива, а очередной раунд открытого диалога между министерством и профессиональным сообществом», — заметил директор департамента кино Минкультуры Вячеслав Тельнов. По словам чиновника, может измениться и широко обсуждаемая цифра в 100 сеансов.
«В Минкультуры России прекрасно понимают, что в поддержке нуждается не только высокобюджетное, но и авторское, фестивальное, региональное кино. И у нас абсолютно точно нет задачи создать проблемы этому сегменту. Мы ищем оптимальную модель, причем ищем ее в логике поддержки российского кино. А кто из участников диалога предложит оптимальное решение – министерство или отрасль – это как раз непринципиально», — заключил Тельнов.