Между первой и второй
В 80-е годы прошлого века Голливуд не был столь сильно зациклен на всевозможных продолжениях, как в последние лет десять. Это не значит, что их не было совсем — как раз тогда зрителей радовала трилогия «Звездные войны», три фильма о приключениях отважного археолога Индианы Джонса, начиналась эпопея с лейтенантом Рипли и Чужими. В конце концов, киносериал про Джеймса Бонда тоже не планировал заканчиваться — и это не считая многочисленных фильмов более легкого жанра.
Джеймс Кэмерон в начале 80-х был, мягко говоря, не очень известен, но к сиквельной индустрии руку приложить сумел —
в 1981 году он занимался производством малобюджетного фильма ужасов «Пиранья 2: Нерест». Опыт, полученный Кэмероном на этой картине, был, пожалуй, не самым приятным (он заменил первоначально назначенного режиссера и работал со съемочной группой, не говорившей по-английски), так что когда он все же сделал первого «Терминатора» (дело было в 1984-м) и прославился с его помощью, ни о каком продолжении истории железного человека тогда речи не шло. Во всяком случае, применительно к Кэмерону, у которого были другие обязательства — например, фантастический фильм «Чужие», который через пару лет получит семь номинаций на «Оскар» и даже выиграет пару статуэток, — и собственные проекты вроде «Бездны».
Самолет для Шварценеггера
Совсем о «Терминаторе», впрочем, Кэмерон не забыл. Вместе со своим приятелем и соавтором сценария первого (как теперь известно) фильма Уильямом Вишером он делал наброски возможного развития сюжета, но дальше идей (и их критики) дело не заходило. Скорее всего, потому, что права на своих героев Кэмерон продал продюсеру (и своей будущей жене) Гейл Энн Херд (за $1), которая для финансирования «Терминатора» рассталась с половиной из них в пользу студии Hemdale. Но от методов работы этой компании режиссер был не в восторге («Терминатор» вышел совсем без рекламы), так что о каком-либо сотрудничестве говорить не приходилось.
В конце 80-х ситуация изменилась кардинально.
Кэмерон развелся с Херд, у него случилась не самая удачная «Бездна», так что когда все права на терминаторов выкупила компания Carolco Pictures (отвечавшая за производство уже трех серий «Рэмбо» и пары фильмов с Арнольдом Шварценеггером), он согласился выслушать их предложение. Предложение оказалось очень щедрым — режиссер получал $6 млн личного гонорара, $102 млн на производство и почти полную свободу творчества. Ну а заодно — звезд первого фильма Шварценеггера (всего за $15 млн, большая часть из которых была выплачена бизнес-джетом Gulfstream III) и Линду Хэмильтон.
С небольшой помощью ILM
Устоять Кэмерон, разумеется, не мог. Правда, продюсеры оказались не только щедрыми, но и настойчивыми — на всю работу над фильмом (от написания сценария до завершения монтажа) они отвели полтора года. Тут и сказались те обсуждения, которые вели между собой Кэмерон и Вишер, — многие концепции (например, женщину-терминатора) они уже отбросили как несуразные,
а полученный режиссером на «Чужих» и «Бездне» опыт позволял понимать не только то, что нужно зрителям, но и возможности современных технологий.
С последними помогла созданная Джорджем Лукасом еще для первых «Звездных войн» компания Industrial Light & Magic (ILM), которая с середины 70-х была связана практически со всеми большими научно-фантастическими и фэнтезийными кинопроектами, в том числе и с «Бездной» Кэмерона. Правда, в данном случае им снова (в очередной раз) пришлось напрячься и создать полностью компьютерного персонажа — впервые в киноистории. Они справились, разумеется.
Те же и тогда же
Вообще по персонажам второй «Терминатор» (получивший подзаголовок «Судный день») мало отличается от первого. Хороший андроид модели Т-800 в исполнении Шварценеггера говорит мало (700 слов за весь фильм, по $21,4 тыс. за слово), бьет сильно, стреляет точно и учится улыбаться. Сара Коннор (Хэмильтон) родила сына (Эдвард Ферлонг) и все прошедшее с первой картины время готовила его к тотальной войне. Плохой терминатор модели Т-1000 (Роберт Патрик) меняет внешность, проходит сквозь решетку и способен мастерски изобразить пол.
И Майкл Бин снова сыграл Кайла Риза в коротких воспоминаниях Сары.
На собственно съемки была потрачена примерно половина непомерного по тем временам бюджета (по нынешнему курсу это $200 млн). Впрочем, компьютерных эффектов в фильме получилось всего 3,5 минуты, а все остальное — старые и хорошо знакомые кинематографистам методы, вроде использования близнецов. Так, в сценах с двумя Сарами снималась сестра Линды — Лесли, еще одна пара близняшек сыграла охранника и Т-1000 в больнице. А, например, Лос-Анджелес для сцены ядерного апокалипсиса был выстроен из муки и лепешек мацы.
Вовремя остановиться
Все вложения оказались к месту. Первый «Терминатор», который стоил около $6 млн, заработал в мировом прокате $78,3 млн. Выручка второй части составила $508 млн, установив рекорд для сборов сиквела, не превзойденный и сегодня. Ну а заодно «Судный день» оказался самым кассовым фильмом 1991 года, опередив масштабную эпопею «Робин Гуд: Принц воров».
По мнению Кэмерона, на этом история терминаторов, путешествий во времени и «Скайнета» завершилась.
Он больше не возвращался к этой теме, поставил два самых кассовых фильма в истории кино («Титаник» и «Аватар») и вообще перешел в другую весовую категорию — тех режиссеров, которым можно все. Впрочем, продюсеры были уверены, что продолжения возможны, и пытались это доказать третьей (со Шварценеггером) и четвертой (уже без него, зато с Кристианом Бейлом) частями. Шварценеггер принял участие и в пятом фильме, который вышел год назад (сборы $440 млн при бюджете в 155 млн), и вроде бы собирается сниматься в шестом. Но «Судный день» пока что остается лучшим во франшизе и одним из лучших в жанре научно-фантастического кино.