В богатом и разнообразном списке стран, представленных на Венецианском фестивале — старейшем в мире и одном из самых авторитетных, есть, например, Катар и Черногория, а вот России нет. Замешана здесь политика или нет, определенно сказать трудно: ведь при этом в официальной программе — сразу три фильма режиссеров, имеющих отношение к России, в которых звучит русский язык. Конкурсная «Франкофония», снятая Александром Сокуровым по заказу Лувра, рассказывает о годах оккупации в Париже — и о том, как представители Германии и Франции решали судьбу драгоценной коллекции; в числе продюсеров этой ленты — немцы, голландцы и французы, а вот с нашей стороны — никого.
«Событие» Сергея Лозницы, которое покажут вне конкурса, сделано режиссером — уроженцем Белоруссии, успевшим за свою жизнь поучиться и поработать в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге и Берлине, — из архивных материалов, документирующих дни августовского путча 1991 года в Ленинграде: продюсеры — Нидерланды и Бельгия. Наконец, неигровая «Зима в огне» Евгения Афинеевского — хроника киевского «майдана», которая заявлена как украинский фильм и уже имеет американского дистрибьютора: режиссер — живущий в Израиле эмигрант из России.
Продюсера для такой картины в нашей стране найти, наверное, было бы сложно, чего не скажешь о Лознице и Сокурове, авторах с международным именем, неоднократных участниках мировых киносмотров. А Сокуров так и вовсе со своей предыдущей картиной, «Фауст», в Венеции победил. Однако не только в наши кризисные дни, но и раньше на подобные откровенно некоммерческие проекты найти деньги было крайне сложно. Хочется напомнить, что «Русский ковчег», предыдущий «музейный» фильм Сокурова, прошел в России совершенно незаметно, собрав сущие гроши, и стал при этом сенсацией как европейского, так и американского проката, где его сборы исчислялись миллионами. Так что
не столько фестивали отворачиваются от нас, сколько мы сами отворачиваемся от того самого ценного, что есть в отечественном современном кино.
Сокуров, кстати, из претендентов на «Золотого льва» 2015 года — чуть ли не самый авторитетный. Сравнить с ним из конкурсантов можно разве что Марко Беллоккьо, создателя культовых «Кулаков в карманах», чья новая, очень ожидаемая в Италии картина называется «Кровь моей крови». Другой живой классик, поляк Ежи Сколимовский («11 минут»), сравнительно недавно вернулся к активной деятельности после многолетнего молчания и практически забвения — и показал, что полон сил и фантазии. Канадец Атом Эгоян («Помни»), напротив, с годами растерял былую способность чутко слышать и передавать то, чем живет окружающий мир: его новая картина «Помни» о поисках нацистского преступника вызывает заведомую тревогу, невзирая на звездный актерский состав: Кристофер Пламмер, Мартин Ландау, Бруно Ганц. Список ветеранов замыкает уважаемый израильтянин-левак Амос Гитай с обстоятельным киноисследованием «Рабин. Последний день».
Гораздо любопытнее список режиссеров молодых и многообещающих.
На первом месте, очевидно, Кэри Фукунага, автор не слишком выразительной «Джейн Эйр» и сенсационного первого сезона сериала «Настоящий детектив». Его новая работа рассказывает о детях, воюющих в африканских повстанческих армиях, называется «Безродные звери», а сыграл там харизматичный Идрис Эльба. Звезда американского «Сандэнса» Дрейк Доремус снял звезду «Сумерек» Кристен Стюарт в своей антиутопии «Равные». Британец Том Хупер, получивший «Оскара» за ленту «Король говорит» и кучу номинаций за киномюзикл «Отверженные», снял другого свежего лауреата премии Американской академии — Эдди Редмейна — в «Датской девушке», правдивой истории первого мужчины, который решился сменить пол. И если этот проект заведомо кажется конъюнктурным, этого никак не скажешь об «Аномализе» — причудливой даже по описанию кукольной анимационной притче, которую снял знаменитый сценарист Чарли Кауфман.
Ажиотаж наверняка вызовет и режиссерский дебют 68-летней культовой певицы и артистки Лори Андерсон «Собачье сердце» — ее диалог с псом о смерти близких людей.
Кроме этой эссеистической картины есть в конкурсе и документальная лента, «Бегемот», молодого, но уже знаменитого китайца Цзяо Ляня.
Те зрители, которым неохота исследовать новые границы мирового кино, а попросту хочется поглазеть на звезд, будут вознаграждены фильмами внеконкурсной программы. Например, «Черную мессу» — жизнеописание реального гангстера — приедут представить Бенедикт Камбербэтч и Джонни Депп. В драме «Идем со мной» в главной роли — Энтони Хопкинс, в фильме-расследовании «В центре внимания» — Майкл Китон, Марк Руффало и Рейчел Макадамс. Ну а
документальный фильм «Де Пальма» приедет представить (а заодно — получить приз за вклад в кинематограф) сам его герой — великий и ужасный режиссер Брайан де Пальма.
Откроется же фестиваль трехмерной эффектной альпинистской драмой «Эверест», посвященной первому коммерческому восхождению на гору, с гигантским количеством знаменитостей (Джош Бролин, Кира Найтли, Джейк Джилленхолл, Робин Райт), собранных исландским режиссером Бальтазаром Кормакуром.
Победителей 72-го Венецианского фестиваля президент жюри Альфонсо Куарон назовет вечером 12 сентября.