Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Крути педали в личной жизни

На фестивале NET показали «Дыхание» Кэти Митчелл

Берлинский театр Шаубюне показал «Дыхание» англичанки Кэти Митчелл на фестивале NET — энергонезависимый спектакль о том, стоит ли иметь семью и детей, если думаешь о природе.

NET стал первооткрывателем режиссера Митчелл для российской публики – в 2012 году прошла ее «Кристина» по мотивам «Фрекен Жюли» Августа Стринберга. Декорация дома Жюли была чем-то вроде кинопавильона, вместе со спектаклем мы видели фильм, который снимался прямо на сцене и тут же, по-живому, монтировался; эту сложную структуру Митчелл использовала в целой серии спектаклей. «Дыхание» по пьесе британца Дункана Макмиллана – первая за долгое время работа без видео и вообще с минимумом техники: у режиссера есть изящное объяснение лаконичной формы.

Персонажи Макмиллана, молодая пара – своего рода супергерои XXI века, адепты всего современного и прогрессивного.

В отношениях они придерживаются политики радикальной честности, анализируют друг друга вслух, к семье относятся как к совместному проекту.

Они занимаются благотворительностью, ходят на митинги, ежедневно пропускают через себя новую информацию и (что особо педалирует автор) всеми силами стараются ограничить потребление. Ни минуты бесполезной работы двигателя. Ни капли воды из крана, пролитой впустую.

С тех же рациональных позиций они обсуждают перспективу стать родителями — с этого, собственно, и начинается пьеса.

Молодые люди сомневаются, должны ли они иметь детей, когда планета перенаселена, ресурсов уже не хватает, а будущий ребенок, согласно статистике, за свою жизнь надышит десять тысяч тонн углекислого газа.

По-русски, возможно, это звучит забавно и даже гротескно, но нужно помнить, что в Европе общество относится к вопросам экологии гораздо внимательнее и без малейшей иронии. И Макмиллан, как и Митчелл, меньше всего хотел показать сатиру на «зеленых».

Драматурга и режиссера всерьез занимает вопрос, способен ли сознательный современный человек контролировать все – от экологической ситуации до собственной семейной жизни.

Герои терпят фиаско, но, что показательно, не в любви – как раз личное счастье им в конце концов достается – а в своих попытках строить отношения взвешенно и обдуманно. Беременность, выкидыш, разрыв, новая встреча и новая, уже незапланированная беременность, ребенок и только потом долгая совместная жизнь – совсем не тот сценарий, который они для себя предполагали.

Тем не менее нельзя сказать, что Митчелл не разделяет надежду героев дойти своим умом до лучшего решения в личных и общественных вопросах – хотя бы потому, что

сам проект сделан в полном соответствии с пожеланиями таких же «зеленых». Спектаклю не нужна внешняя электрическая сеть. Энергию, необходимую для работы световых приборов, добывают на сцене своими силами. Актеры до конца спектакля не слезают с велосипедов и обмениваются репликами, вращая педали.

Вдвоем, конечно, они не смогли бы питать четыре фонаря и табло-счетчик накрученных километров – поэтому им помогают еще пять человек на велотренажерах в глубине сцены.

В работах Митчелл один точно найденный прием практически равен режиссуре.

«Кристина» во многом была спектаклем о разнице между театром и кино. «Дыхание» преследует цель максимальной экономии – что вызвано и требованием драматурга, и особенно идеологией героев.

Тонко сыгранный диалог не нуждается в пояснениях вроде времени и места действия – можно отказаться от ремарок и от «описательной» сценографии. Хотя педали крутятся без остановки, мизансцена не меняется в течение всего спектакля.

Актеры, подобно скульптурам, подняты на симметричные постаменты. Легко можно вообразить эту неподвижную композицию в галерее.

Ассоциация с современным искусством неслучайна: для него значительно больше, чем для театра, характерна логика «начни с себя». Часто работы современных художников посвящены не только специальным, творческим вопросам, но и социальным проблемам, которые имеют место в арт-процессе, как и в любом другом производстве (скажем, встречаются проекты, рассказывающие об отношениях между художественной институцией и ее низкоквалифицированным персоналом – рабочими).

Так же и Митчелл задается вопросом:

как, исполняя обязанности театрального режиссера, она лично может проявить заботу об окружающей среде?

Спектакль приближает нас к новому пониманию театрального эксперимента. Театр становится площадкой, где экспериментируют не только с художественным языком, но и с техногенной и социальной реальностью.

Новости и материалы
Работница столовой заразила туберкулезом школьников в Приморье
На Сахалине из-за метели приостановили движение автобусов
Японская авиакомпания JAL сообщила, что подверглась кибератаке
В Греции электромобили встали на дороге из-за холода
Синоптик допустил, что жители европейской части РФ могут встретить Новый год с зонтами
Глава МЧС прогнозирует рост количества чрезвычайных ситуаций
Средний россиянин за год работы сможет купить 4 квадратных метра в новостройке
Врач назвала неочевидную причину частых простуд
Новая часть мультфильма «Иван Царевич и Серый волк» вышла в прокат
Эксперт назвал количество поступающих россиянам звонков от украинских мошенников
Военный историк рассказал о проблемах ВСУ с логистикой
Трамп поздравил с Рождеством Гренландию, Канаду и китайских солдат
Обломки ракеты упали на Свердловскую область
Россиянам раскрыли последствия увеличения МРОТ в 2025 году
Премьер Японии и Зеленский провели телефонный разговор
Россиянам дали советы, как заботиться о сохранении обуви этой зимой
Дипломат назвал ОБСЕ единственным каналом коммуникации в Евро-Атлантическом регионе
Владелец Ursa Major рассказал о повреждениях судна после взрывов
Все новости