Сразу в двух чтениях — втором и третьем — депутаты Государственной думы приняли базовый закон «О меценатской деятельности». В нем определяется правовой статус меценатов: ими будут считаться лица, которые направляют деньги или имущество на развитие культуры или на проведение, например, реставрационных работ.
Кроме того, в законе сказано, что
помощь благотворителей не смогут получать органы государственной власти, а чиновникам документ запрещает препятствовать меценатам и влиять на их решение, кому помогать.
Объектом мецентства могут стать только «государственные, муниципальные и негосударственные некоммерческие организации культуры, а также образовательные учреждения, которые занимаются программами в сфере культуры и искусства», то есть музеи, библиотеки, театры и вузы. Бюджет обязуется финансировать объекты культуры в полном объеме, независимо от меценатских денег.
А власти теперь смогут экономически поддерживать меценатов и присуждать им различные награды.
Депутат Мария Максакова, один из авторов документа, считает, что инициатива «оживит провинциальные музеи и театры, библиотеки и школы искусств и поможет развитию тысяч одаренных детей», сообщает ТАСС.
О необходимости принятия закона о меценатах говорили все нулевые: в существующем культурном законодательстве этого понятия просто нет. В 2011-м норму о меценатстве включили в подготовленный Российским институтом культурологии проект закона «О культуре», но он так и не дошел до рассмотрения депутатами. Год назад о назревшей потребности в нем говорил режиссер Александр Сокуров на II Санкт-Петербургском международном культурном форуме. Однако тогда министр культура Владимир Мединский заявил, что отсутствие закона меценатов никак не ограничивает. На том же форуме вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи, отвечавший в городском правительстве за культуру, высказал мнение, что такой закон нужен только в качестве налогового послабления.
«Закон о меценатстве — это просто инструмент, который можно обратить во благо или во зло», — пояснил «Газете.Ru» куратор и искусствовед Николай Молок.
— Точка зрения, что нельзя давать инструменты, которыми могут твориться неблаговидные дела, имеет право на существование в той же мере, в какой сама является неправомерной.
Ориентироваться надо на мировой культурный опыт применения таких законов — там меценатство никто не запрещает».
По его словам, нужно сначала запустить процесс в культурной экономике, а потом уже думать о его регулировании.
«Этого закона ждут в основном крупные государственные музеи и институции, — рассказал Николай Молок, —
государство дает им деньги на существование, но не дает на развитие.
Для выставок нужны спонсоры, а спонсоров этих на арт-рынке, прямо скажем, немного».
В Госдуму законопроект был внесен осенью 2012 года и в первом чтении был принят больше года назад. Но до второго он не добрался из-за затянувшихся споров депутатов по поводу налоговых послаблений для меценатов. В результате пункты, касающиеся налоговых льгот, были исключены из текста документа — эти нормы включены в новый законопроект, недавно внесенный в Госдуму.
Галерист Марат Гельман считает, что в нынешнем виде закон носит «декоративный характер».
«Важно, чтобы возникло частно-государственное партнерство, чтобы меценаты могли не только финансировать, но и участвовать в культурной деятельности, в частности в управлении», — считает он, - «нормальный, действующий закон о меценатстве привел бы к децентрализации и неподконтрольности государственным идеологам, культурной жизни. Именно поэтому вместо понятных налоговых льгот чисто декоративные пункты о государственных наградах».
Еще одним дополнением к базовому закону станут поправки, которые упрощают процедуру предоставления меценатам-иностранцам ряда услуг по линии ФМС — въездных виз, разрешения на работу или получения российского гражданства. Думский комитет по культуре рассчитывает, что обе эти поправки — по налоговым льготам и по упрощенному гражданству — будут приняты до конца года.
«На этой фазе все зависит от того, привлекут ли депутаты Госдумы грамотных специалистов к проработке конкретных преференций, — сомневается Николай Молок. — Если нет, то будет как с запретом кружевных трусов — смешно и глупо. Пока практика их работы говорит, что специалистов привлекать они не любители».