Восторженный студент Петр Лихонин (Антон Шагин) едет к своей невесте с намерением жениться. Любовь всей его жизни, впрочем, оказывается ветреной особой и содержанкой престарелого ловеласа. Застенчивую и симпатичную Любу (Екатерина Шпица) ее как бы муж оставляет в публичном доме, где девушку принуждают заниматься проституцией. Вера Шеина (Ирина Леонова) вместе с мужем и братом переезжают на дачу, но ее и там достают письма от таинственного поклонника.
Аларин (Леонид Бичевин) возвращается свой родной Гусятин и в поезде спасает от приставаний гувернантку Дашу (Екатерина Тарасова). В городе он встречает укротительницу львов Зениду (Елизавета Боярская) и влюбляется в нее. Но у Зениды уже есть поклонник, а у Аларина — поклонница.
Подпоручик Ромашов (Никита Ефремов) прибывает в часть после училища. Он видит, как недостойно обращается с солдатами капитан Слива (Роман Мадянов), и подает рапорт командиру полка. В офицерском собрании одного из офицеров ложно обвиняют в краже часов, и он совершает самоубийство. А Ромашов влюбляется в жену своего начальника Шурочку (Екатерина Вилкова).
При всех этих событиях присутствует будущий писатель Александр Куприн (Михаил Пореченков), который в каком-то смысле становится главным героем своих еще не написанных повестей, а пока лишь фиксирует происходящее, заодно помогая людям разобраться в себе.
Первый канал заканчивает телевизионный сезон показом трех многосерийных фильмов по произведениям Александра Куприна — «Ямы», «Впотьмах» и «Поединка», в каждом из которых рядом оказались герои сразу нескольких произведений русского писателя. Так что обманываться названиями не нужно.
В первую часть (поставил Влад Фурман) кроме «Ямы» вошли «Гранатовый браслет», «Без заглавия», «Святая любовь» и «Телеграфист». Во второй (Андрей Эшпай) ко «Впотьмах» добавились «Молох», «Люция», «Путаница» и «Система». Сценарий третьей части (Андрей Малюков) был собран из «Поединка», «Юнкеров», «Брегета», «Пиратки» и «Штабс-капитана Рыбникова».
Сериалу эти упражнения в вивисекции пошли только на пользу.
Получился вполне связный и объемный рассказ о том, из какого сора выросли программные произведения Куприна, и о том, где писатель находил своих героев и свои сюжеты. Конечно, исторической правды в такой реконструкции немного, но она имеет право на существование. Впрочем, реальная биография Куприна, если вычесть скучное литературоведение, сама может послужить основой для приключенческого фильма. И как раз Пореченков, которому привычнее в роли крутых парней из боевиков или преисполненных мужеством врачей и учителей, смог передать на экране внутреннюю сущность своего персонажа.
А вот знакомиться по «Куприну» с произведениями писателя категорически не стоит: может создаться обманчивое чувство узнавания.
В принципе, объединение нескольких книг в один фильм давно опробовано. Так снимался, например, «Бег», поставленный в 1970 году Александром Аловым и Владимиром Наумовым. Куприн тоже не избежал подобного: его небольшие рассказы вплетали в экранизации повестей и в советское время, а недавние «Юнкера» Игоря Черницкого сделаны примерно по тем же произведениям, что и третья часть новой экранизации.
То есть ничего плохого в таком подходе нет, но при его использовании обычно рождается нечто другое, отличное от оригинальных произведений. Так получилось и в случае с «Куприным». Да, там есть его герои и сюжетные ходы его книг. Но фактически это новые истории, лишь с первого взгляда похожие на знакомые тексты из собрания сочинений. Истории яркие и живые, но честь их создания принадлежит авторам сериала.
Примечательно, что именно путь синтеза оказывается более выигрышным при экранизации, чем попытки бережного отношения к первоисточникам.
Сериал Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» в 2005 году собрал неплохую аудиторию и даже получил несколько премий, но был разруган за отсутствие «булгаковского духа»; «Белую гвардию» Сергея Снежкина за «дух» не ругали, но тоже приняли неласково.
Еще большие споры вызвали недавние «Бесы» Владимира Хотиненко — к которым, впрочем, по кинематографической части никто не придирался; просто этот сериал вышел в очень выгодный момент для поиска в нем намеков на недавние события в политической жизни России и Украины, а заодно проклятий в сторону либерального лагеря. Находили, кстати, и то и другое — что лишний раз подтвердило гениальность Достоевского.
«Куприн» же в политику демонстративно не лезет, это всего лишь три истории о несчастной любви.
Есть у фильма и еще один плюс.
Не секрет, что классические произведения на празднике современной литературной жизни почти что чужие. Тиражи в России неуклонно падают (даже с учетом книг Дарьи Донцовой), проблемой повышения интереса к чтению занимается лично президент, а министерства наперегонки составляют списки из ста настоятельно рекомендуемых книг (видимо, понимая, что больше никто не осилит). Конечно, классиков еще худо-бедно читают в школах, но массового читателя, как в СССР, уже нет.
Единственной дорогой к потенциальным читателям остается кинематограф — и в первую очередь телевизионный, как своеобразная реклама литературы: смотрите, что у нас есть, может, почитаем? Пока что это срабатывает, а в случае «Куприна» список используемых источников получился довольно обширным. Надолго хватит, на все лето.