Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Министерство с советами

Минкультуры в День кино объяснилось с киносообществом

Публичные обсуждения и единоличные решения, государственная кинополитика вместо цензуры — Министерство культуры отметило День кино «круглым столом» по вопросам отрасли.

Постоянное изменение модели поддержки кинематографа — главный недостаток государственной политики в области кино, а результаты последней реформы, проведенной Министерством культуры полгода назад, оценивать еще рано. Об этом заявил продюсер Александр Роднянский во время «круглого стола», прошедшего в РИА «Новости» и посвященного Дню российского кино, который отмечается 27 августа. Его поддержал и режиссер Федор Бондарчук — по его мнению, оценивать последние изменения в системе господдержки имеет смысл через полтора года.

К профессиональному празднику киноотрасль действительно подошла с новой, недавно введенной системой господдержки: в чрезмерно самостоятельном Фонде кино сменился руководитель, доля государственных денег, которые ему доверили распределять, была уменьшена примерно на 20% (излишек был отдан в Минкультуры), а оставшиеся 3 млрд рублей делились по довольно сложной схеме. Кроме того, ему осталось только коммерческое кино, а поддержка авторского, детского кинематографа и дебютов полностью перешла в ведение культурного ведомства.

Компании-лидеры, число которых увеличилось до 13, теперь получают не часть общего бюджета фонда, как было раньше, а защищают отдельные свои проекты — без каких-либо гарантий. Интересно, что во время совещания по вопросам поддержки кино в мае Мединский предлагал отдать распределение всех статей господдержки полностью в Фонд кино, однако никаких шагов к осуществлению этой модели стороны с тех пор не предприняли.

В довесок к этим изменениям, быть может, не очень революционным, но все же изменяющим те правила, по которым Фонд кино раздавал деньги с 2010 года, Минкультуры решило дать возможность авторам защитить свои работы перед экспертами и провело сессию питчингов — а потом настоятельно порекомендовало эту же процедуру и фонду.

«Безусловным достоинством того, что происходит сейчас, является публичность принятых решений и возможность для кинематографистов выступать в защиту своих проектов. Мне всегда казалось это существенным и важным», — прокомментировал новацию Роднянский.

Первым питчингам, впрочем, сопутствовал полновесный скандал, и виной тому была именно заявленная открытость: ситуация с фильмом Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» основательно подпортила Минкульту праздник первых открытых защит. Напомним, что в этой российско-германской копродукции рассказывается история немецкого и советского инженеров, которые сначала подружились во время совместной работы в СССР, а потом оказались по разные стороны фронта. Миндадзе защищал свой проект в министерстве, получил поддержку экспертного совета по кино, а в итоге ведомство ему отказало, что поставило под вопрос и финансирование с немецкой стороны.

Картина по настоянию министра культуры была отправлена на еще один экспертный совет — военно-исторический: специалисты по истории Великой Отечественной усмотрели в сценарии Миндадзе искажение исторических реалий и попытку введения зрителей в заблуждение. Минкультуры тут же удостоилось обвинений в цензуре по идеологическим мотивам; взгляды министра культуры Владимира Мединского на тот период истории России не секрет для тех, кто читал его книгу «Война. Мифы СССР. 1939–1945».

Отбивалось Минкультуры без огонька, да так толком и не отбилось.

Во всяком случае, во время «круглого стола» Мединский напомнил, что решающего голоса экспертные советы не имеют и могут лишь рекомендовать, а решения принимают чиновники, которые и несут за них ответственность.

«У министерства и у меня как у министра есть принципы и убеждения: мы не должны давать деньги каждому, кто попросил, в зависимости от титулованности, а должны реализовывать государственную политику», — заявил министр.

Реализация этой политики в случае с Миндадзе обернулась тем, что у режиссера появились персональные эксперты по военной истории, по настоянию которых он частично поменял сценарий. Сам проект обзавелся рекомендательным письмом от Минкультуры: в ведомстве не стали менять собственное решение по распределению господдержки, но настоятельно рекомендовали Фонду кино внимательно присмотреться к данной картине. Такой совет дорогого стоит — «Милый Ханс, дорогой Петр», скорее всего, госфинансирование получит, а значит, будет снят.

К тому же Мединский в шутку отметил, что эта картина за два года до выхода (выпуск ленты намечен на 2015 год) получила такую прессу, что почти перешла в разряд коммерческих и проходит через Фонд кино с полным правом.

Продюсер Сергей Сельянов, впрочем, заметил, что сама идея сторонних экспертных советов, которые могут оценивать замысел кинематографиста, вообще надуманна, а их состав вызывает вопросы, но на защиту министерской идеи встали его коллеги. Продюсер Анатолий Максимов из «Дирекции кино» (она сейчас делает фильм «Викинги» о времени князя Владимира) сказал, что не слушать советов историков — разновидность суицида, и напомнил, что в советское время на съемки исторических картин всегда привлекали консультантов.

Количество разнообразных советов в министерстве увеличивается регулярно. Помимо нескольких экспертных советов по кино в этом году появился фестивальный совет, который отранжировал российские кинофестивали по степени их значимости. А в 2014-м появится некий редакционный совет — он будет работать со сценаристами и помогать прохождению их сценариев; до этого Минкультуры силами департамента кинематографии проведет сценарный конкурс — прием заявок на него стартует уже в сентябре этого года. Как предполагают в ведомстве, портфель сценариев, права на которые останутся в министерстве, будет постоянно пополняться, а средства на подобные конкурсы уже со следующего года будут поступать от проданных продюсерам скриптов.

Темы денег участники «круглого стола» избегали как могли, упомянув, правда, телевидение в качестве одного из источников пополнения господдержки. Но этой поддержки, как известно, много не бывает, и Сергей Сельянов предложил увеличить ее на 1,2–1,5 млрд рублей. Но речь, по его словам, идет уже не о выживании отрасли, а о ее дальнейшем развитии: из 70 заявок, которые рассматривала сценарная комиссия Фонда кино, по мнению Сельянова, можно экранизировать подавляющее большинство. Впрочем, эту идею его коллеги не поддержали — к открытости питчингов увеличение количества хороших фильмов не имеет никакого отношения.

Новости и материалы
Хуснуллин анонсировал разработку мастер-плана развития Авдеевки
БПЛА обнаружил в районе поисков вертолета Раиси источник тепла
В Москве повысится стоимость проезда в городском транспорте
В Курской области объявили опасность атаки БПЛА
Представлен клип к саундтреку якутского фильма «Карина»
В Белгородской области объявили опасность атаки БПЛА
Полет турецкого БПЛА в Иране отслеживали более 200 тысяч человек
В КНДР заявили о повышении готовности к ядерному сдерживанию из-за США
В России исключили применение оружия по вертолету президента Ирана
Пожарные локализовали возгорание на востоке Москвы
Сотрудники парижских аэропортов во вторник проведут забастовку
«Ансар Аллах» запустила противокорабельную ракету над Аденским заливом
Путин провел совещание в связи с аварией вертолета президента Ирана
60 российских спасателей присоединятся к поискам президента Ирана по поручению Путина
Эксперт спрогнозировала рост цен на репетиторов иностранного языка из-за ИИ
В двух округах России сохранится холодная погода
Помощник президента Ирана выразил надежду на то, что Раиси жив
В Иране в районе поиска вертолета президента ухудшилась погода
Все новости