Где-то в Лондоне происходят поистине удивительные совпадения. Четверо друзей, задолжавшие гангстеру полмиллиона фунтов, соседствуют с четверкой совсем уж отмороженных бандитов. Те знают, где добыть деньги, и уже состряпали хитрый план, который, как водится, срабатывает, но не до конца. Тем не менее деньги — а заодно и наркотики — банда получила, но лишь для того, чтобы шебутные соседи получили ее добычу, угнав грузовичок. Разбогатевшие должники пытаются отдать деньги кредитору, толкнуть дурь (тем, кого обворовали их соседи-бандиты) и избавиться от старинных коллекционных ружей, ставших главной уликой против них.
В рамках проекта «Проверено временем» в российский прокат выходит фильм Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола» — криминальный боевик 1998 года, чем-то напомнивший тогдашним критикам «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино.
Определенное сходство действительно прослеживается:
в обоих фильмах крутые гангстеры не раздумывая пускают в ход огнестрельное оружие, кровь льется рекой, а на кону стоит много денег.
Даже обдолбанные девицы присутствуют и там, и там, правда в «Чтиве» жена Марселласа Уоллеса от приема порошка впадает в кому, а в «Картах» представительница слабого пола палит во все стороны из подвернувшегося под руку ручного пулемёта Bren.
Отличий, конечно, больше.
К моменту выхода «Криминального чтива» Тарантино уже заработал себе репутацию как режиссер (в 1992 вышла его лента «Бешеные псы») и сценарист — так, Оливер Стоун снял «Прирожденных убийц» именно по его сценарию (правда, хорошенько его переработав). Фильм Тарантино, с рваным повествованием, ставшим фирменным знаком режиссера, попал в основной конкурс Каннского кинофестиваля, где и выиграл «Золотую пальмовую ветвь» (и не дал выиграть её нашему Никите Михалкову с «Утомленными солнцем»). Снятая всего за 8 млн долларов лента заработала в прокате более двухсот миллионов, а Тарантино получил карт-бланш на все свои дальнейшие киноэксперименты.
Картина Гая Ричи вполне могла остаться внутрибританским феноменом. Мало кому известный автор рекламных роликов решил снять боевик c намеком на Тарантино по своему собственному сценарию и на английском материале — ради бога, конечно, но претендовать при этом на мировую известность?
И, словно усугубляя свои неразумные деяния, Ричи и на главные роли выбрал начинающих актеров — для некоторых из них, как и для самого режиссера, «Карты, деньги, два ствола» стали дебютом в игровом полнометражном кино. Фактически, единственной звездой фильма был Стинг: музыкант и до этого изредка снимался в кино — видимо, из любви к искусству. В данном случае эта любовь превысила все пределы: дело в том, что
бюджет ленты составил всего лишь миллион фунтов стерлингов ($1,5 млн). Сейчас на эти деньги даже толкового мокьюментари снять не получится.
Потом, после успеха фильма и именно благодаря ему, большинство из этих актеров станут известными и уважаемыми персонами киномира.
Бывший футболист Винни Джонс, сыгравший Большого Криса, «Толстый Том» Джейсон Флеминг, «Бекон» Джейсон Стэтхэм — этот настолько вписался в образ героя боевика, что Сильвестр Сталлоне берет его уже в третьи «Неудержимые».
Разумеется, известным стал и режиссер Гай Ричи.
Британская история в итоге сработала и за границами острова — фильм обсуждали во всем мире, о нем спорили, его выдвигали на премии. Ричи в итоге получил BAFTA за лучший дебют, да и в прокате «Карты, деньги, два ствола» выступили вполне достойно: поднятая вокруг картины шумиха сыграла свою роль, да и сам фильм был весьма неплох. Конечно, заработанные «Картами» 25 млн фунтов можно было назвать успехом только по скромным британским меркам, зато Ричи получил добро на следующий проект и снял «Большой куш» — уже в сотрудничестве с Голливудом, с Брэдом Питтом и Бенисио дель Торо в главных ролях.
Затем было несколько не столь выдающихся, но весьма крепких фильмов (среди них «Револьвер» и «Рок-н-рольщик»). Ну а потом Ричи перешел на блокбастеры, поставив две весьма успешные части «Шерлока Холмса». Легкости первого фильма в его работах уже вроде бы и не ощущалось, но режиссер вполне вписался в мировой кинематограф и создал себе репутацию человека, которому можно доверить весьма дорогие проекты.
Что же касается российского проката, для него «Карты, деньги, два ствола» вышли слишком рано. Годом бы позже — и уже сработал бы эффект «Титаника», который своим погружением в холодное синее море вытащил отечественные кинотеатры и кинобизнес из ямы 90-х. Но этим эффектом воспользовались другие картины, а 1998-м фильм Ричи добрался до России только на видеокассетах. Видимо, те, кто придумал проект «Проверено временем», этот своеобразный водораздел отследили — недаром в его рамках больше всего лент как раз этого года выпуска. Ну что ж, лучше поздно, чем никогда.