Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Фауст» получил один за всех

Лучшим фильмом «Ники» стал «Фауст» Александра Сокурова; на церемонии помянули Алексея Германа-старшего и посмертно наградили Андрея Панина

Объявлены лауреаты кинопремии «Ника» за 2012 год: лучшим фильмом стал «Фауст» Александра Сокурова, а больше всех наград досталось «Орде» Андрея Прошкина, которая завоевала семь призов.

Российская академия кинематографических искусств объявила лауреатов премии «Ника» за 2012 год. Церемония прошла в московском Театре оперетты в слегка замаскированных декорациях мюзикла «Граф Орлов».

Лучшим фильмом был признан «Фауст» Александра Сокурова.

Награда ожидаемая: заключительная часть тетралогии о власти уже завоевала престижную награду —«Золотого льва»— на кинофестивале в Венеции. На родине она получила главный приз российской гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон» и счастливо избежала награды от второй отечественной киноакадемии «Золотой орел». Конечно, «Фауст» мог бы легко добавить к списку своих побед и «Орла», если бы премия — конкурент «Ники» включила картину в список номинантов.

Вместе с «Фаустом» в главной номинации были представлены «Дирижер» Павла Лунгина, «Кококо» Авдотьи Смирновой, «Белый тигр» Карена Шахназарова и «Орда» Андрея Прошкина.

Но основными конкурентами были, при всем уважении к другим номинантам, «Фауст» и «Орда». Они претендовали на самое большое количество наград: фильм Прошкина — на одиннадцать, а картина Сокурова — на восемь.

«Фауст» получил четыре приза, и все из тех, что называются «главными».

Сокуров был назван лучшим режиссером — здесь список претендентов был короче: на приз также претендовали Прошкин и Алексей Балабанов с картиной «Я тоже хочу» — совершенно, кстати, не представленной в других номинациях «Ники».

Юрию Арабову, победившему в сценарной номинации, пришлось, по большому счету, соревноваться с самим собой — он был представлен «Ордой» и «Фаустом», за который и получил приз. «В «Фаусте» у меня был мощный соавтор — Гете. В «Орде» — жития святых», — прокомментировал со сцены свою награду Арабов. Видимо, подразумевая, что с агиографическими источниками работать сложнее.

До этого сценарист получил и две остальные отечественные кинопремии — «Белого слона» (сразу за оба фильма) и «Золотого орла» (только за «Орду»).

Приз за лучшую мужскую роль разделили между собой Антон Адасинский, сыгравший Мефистофиля в «Фаусте», и Максим Суханов — митрополит Алексий в «Орде» (организация запрещена в России).

Без награды в этой номинации остался только молодой Данила Козловский, сыгравший в «Духless» Романа Прыгунова — картине, ставшей кассовым чемпионом российского кинопроката в прошлом году; любопытно, что это была единственная номинация, в которой этот блокбастер был представлен на «Нике».

А вот полумифическая история о временах татаро-монгольского ига своё взяла количеством — «Орда» получила семь наград.

Картина повторила рекорд «Ники», установленный в 2002 году картиной «Телец» Сокурова, второй частью тетралогии, завершенной «Фаустом». «Орда» выиграла призы «лучшему оператору» (Юрий Райский), «лучшему художнику» (Сергей Февралёв), «лучшему художнику по костюмам» (Наталья Иванова).

В женской актерской категории победу одержала Роза Хайруллина, актриса труппы РАМТа, сыгравшая роль ханши Тайдуллы в «Орде». Для характерной театральной актрисы эта роль стала настоящим прорывом: она сыграла бессловесную, грозную и кровавую монгольскую властительницу. Фаворитку в этой номинации определить было сложно — соперницей Хайруллиной была интеллигентная героиня Анны Михалковов из «Кококо» Дуни Смирновой, ее партнерша по этому фильму Яна Троянова, сыгравшая в картине «Жить» Василия Сигарева, и Мария Шалаева — она исполнила роль умирающей матери маленького ребенка в «Я буду рядом» Павла Руминова.

Вручение приза за лучшую мужскую роль второго плана в этом году стало одним из самых заметных моментов церемонии — одним из номинантов был трагически погибший артист Андрей Панин, сыгравший роль Федора в исторической картине Александра Прошкина «Искупление».

Его соперниками были Владимир Епифанцев, воплотивший образ капиталиста в картине Светланы Басковой «За Маркса», и Олег Табаков, сыгравший в «Поклоннице» Виталия Мельникова.

Вышедший объявлять лауреата Сергей Гармаш, не вскрывая конверта, объявил о посмертной награде Панину.

Зал встал, чтобы почтить память артиста. Статуэтку получил Александр Прошкин, пообещавший передать награду в семью актера. Это, увы, был не единственный случай, когда собравшимся пришлось вставать в память о коллеге. В самом начале церемонии «Ника» вспомнила и Алексея Германа-старшего, ушедшего из жизни в этом году: был показан отрывок из его последней и незавершенной работы — фильма «Трудно быть богом» по роману братьев Стругацких.

Награждение за женскую роль второго плана тоже сопровождалось благородным жестом: вышедшая на сцену Татьяна Друбич, получившая награду за роль в «Последней сказке Риты» Ренаты Литвиновой, сообщила, что считает самой достойной работу своей соперницы — Ольги Лапшиной, сыгравшей в картине «Жить» Василия Сигарева.

«Открытием года» назвали режиссёра фильма «Шпион» Алексея Андрианова, снявшего исторический детектив «Шпион» по книге Бориса Акунина. Его соперниками были артист Федот Львов, сыгравший в «Орде», и Владимир Свирский. Он сыграл в военной драме «В тумане» Сергея Лозницы — увы, эта картина проиграла и в номинации «операторская работа», где ее представлял Олег Муту.

В неигровой номинации одержала победу картина «Антон тут рядом» режиссера и кинокритика Любови Аркус.

Соперниками фильма о судьбе мальчика-аутиста Антона Харитонова были «Да здравствуют антиподы!!!» Виктора Косаковского и «Зима, уходи!», снятая группой выпускников Мастерской документального кино Мариной Разбежкиной.

Мультфильм «Бессмертный» Михаила Алдашина стал победителем в номинации «Лучший анимационный фильм» — награду за экранизацию сказки народности татов, ставшей частью цикла «Гора самоцветов», ему вручил его учитель, режиссер Гарри Бардин.

Лучшим фильмом стран СНГ и Балтии академики признали мелодраму «Вечное возвращение», снятый на Украине Кирой Муратовой с Ренатой Литвиновой в главной роли.

Лауреатов в почетных номинациях «Ника» объявила еще до того, как были названы номинанты премии. Вадим Абдрашитов и Александр Миндадзе стали первыми обладателями награды «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» после присвоения ей имени скончавшегося в феврале этого года режиссера Алексея Германа-старшего. Инна Чурикова и Глеб Панфилов получили приз «Честь и достоинство», «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» наградили историка кино, худрука фестиваля «Белые Столбы» Владимира Дмитриева, а спецприза «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» удостоился снявший телефильм «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана режиссер Сергей Урсуляк.

Ну а президентом академии кинематографических искусств «Ника» выбрали Андрея Кончаловского — он сменил Алексея Баталова, возглавлявшего академию последние пять лет. Благодаря этому решению российский кинопремиальный расклад выглядит довольно странно, ведь создателем и идеологом конкурирующей киноакадемии (и премии) «Золотой орел» считается брат Кончаловского Никита Михалков.

«Хочу поздравить российского зрителя с тем кино, которое он заслуживает, но почти никогда не получает», — сказал на церемонии Кончаловский, уже в новом качестве объявляя победителя главного приза «Ники». Он завершил свое выступлением пожеланием, чтобы с такими картинами отечественные любители кино встречались чаще.

Впрочем, едва ли «Ника» могла существенно повлиять на это — после «Золотого льва», которого «Фауст» получил в Венеции. Да и на российском «рынке» кинопремий положение «Ники», старейшей отечественной кинонаграды, уже не самое лучшее — она вручается слишком поздно, чтобы определять тенденции текущего киносезона, и поэтому вынуждена им следовать, фактически став премией не «продвигающей», а констатирующей.

Заранее решив выбирать между двумя фильмами, написанными одним сценаристом, «Ника», по большому счету, отказалась даже заявлять какую-либо интригу.

И произошло это, видимо, потому что российского кино немного, а хорошего российского кино, достойного премии, еще меньше и всё мало-мальски достойное уже прошло через отбор «Белого слона» и «Золотого орла» и получило свою долю славы. И еще одна награда уже не прибавляет ровным счетом ничего к репутации этих фильмов.

Новости и материалы
Time разместил на обложке фото Илона Маска
Постпред РФ в Вене призвал МАГАТЭ отреагировать на заявления Украины по ЯО
Нидерланды пообещали арестовать Нетаньяху по запросу МУС, если он приедет
Российский посол заявил, что РФ не нужен посредник по Украине
На видео попали последние секунды перед лобовым ударом полицейских с большегрузом в ХМАО
Премьер Молдавии заявил о необходимости восстановления отношений с Россией
Старшеклассник из Петербурга открыл стрельбу по мальчику на улице
Россиянам рассказали, почему в современных машинах не регулируют «сход-развал»
В ООН оценили решение МУС арестовать Нетаньяху
Экспертов МАГАТЭ уличили в неудовлетворительной фиксации провокаций на ЗАЭС
РИА Новости: в Селидово французские наемники расстреляли мирных жителей
Стало известно о планах Гуфа сделать «прощальный тур»
Госдума не стала законом закреплять определение валежника
Великобританию назвали непосредственно вовлеченной в конфликт на Украине
КС РФ подтвердил отказ в демобилизации по возрасту
Дешевый Redmi A4 5G за 10 тысяч рублей получил экран с частотой 120 Гц
В Венгрии не собираются отказываться от поставок энергии из РФ
Фасад здания рухнул на случайную прохожую в Воронеже
Все новости