Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Сатанинские стихи эпохи протестов

Альбом «Сатана в отпуске» группы «Есть Есть Есть» — остроумный хип-хоп о частной жизни и самоощущении «поколения Болотной»

Вышел альбом «Сатана в отпуске» — вторая студийная работа группы «Есть Есть Есть», одной из главных героев российского «умного» хип-хопа и российской «независимой» музыки. В текстах солиста Михаила Феничева — самоощущение человека эпохи «Болотной площади».

О Михаиле Феничеве, так же как и о самом жанре «другого», интеллектуального экспериментального хип-хопа, заговорили в начале 2000-х. В 2005 году группа под названием «2H Company» в лице питерцев Феничева и его тезки Ильина выпустила дебютный альбом — «Психохирурги». Активное участие в работе над альбомом принял тогда уже известный в России и за рубежом дуэт «Елочные игрушки», дуэт питерских электронщиков Александра Зайцева и Ильи Барамии. Изготовленные двумя формациями совместно, «Психохирурги» произвели фурор — эта работа, кажется, навсегда изменила (можно даже сказать — перекосила) лицо русского хип-хопа. Феничев и Ильин читали тексты о наркотических веществах и эзотерических практиках под невозмутимый бит «Елочных игрушек» — да так метко и остроумно, что их тексты впору было ставить на одну полку с классиками русского постмодернизма.

На том альбоме нашлось место переложению рассказа Хулио Кортасара, отсылкам к Виктору Пелевину, Карлосу Кастанеде, Францу Кафке и многим другим. Феничев с Ильиным ловко обходились с русским языком – наряду с интересным новоязом (например, глагол «ментальничать») демонстрировали виртуозное владение нецензурной лексикой и сленгом.

Спустя два года «2H Company» представили второй альбом — «Искусство ухода за АК-47». В первом альбоме Феничев и Ильин своими многочисленными аллюзиями и реминисценциями будто занимали, захватывали культурное поле. На второй пластинке ребята, кажется, успокоились: желание доказывать, что русский рэп может не быть дешевой жанровой подделкой, у них начисто пропало. Альбом открывался мощной композицией почти манифестного характера «Рэп больше не кал», в котором помимо «Елочных игрушек» принял участие и Кирилл Иванов из группы «СБПЧ» («Нам было грустно смотреть, как не прижиться здесь нашему кристаллу (…) у нас бешеный дар – рэп больше не кал»). Во втором альбоме «2H Company» уже оформился свой стиль – они свободно рифмовали революцию с поллюцией, называли знаменитого фантаста Филипа Дика роботом, который был уверен, что он человек, издевались над контрафактной природой российской музыки.

А в песне «Полоски» они вовсе развернули нелепый случай с голландским террористом, захватившим в 2002 году по ошибке «Башню Рембрандта» в Амстердаме, в настоящее эпическое полотно о сорвавшемся митинге антиглобалистов.

Вскоре после выхода второго альбома группа ушла в бессрочный творческий отпуск, а в 2010 году Михаил Феничев создал новый проект — «Есть Есть Есть».

Эту группу тяжело воспринимать не только в контексте российской хип-хоп-культуры, но и даже в контексте сложившейся стиля российских «независимых» — экспериментальных интеллектуальных групп («СБПЧ», «4 позиции Бруно», «Птицу Емъ» и др.). Дебютный альбом «Дорогой мой человек» стал концептуальным произведением с несколькими переплетающимися повествовательными линиями, открывающими реальность России абстрактного будущего.

Люди в этом мире заняты только потреблением, для улучшения качества жизни они берут пожизненный кредит на мозговые имплантаты, а развлекаются они проведением Олимпиад, к участию в которых не допускаются спортсмены, не принявшие никаких допингов.

Шаман Костя, велосипедист Ярослав, мистер Паранойя из отдела дегустации запрещенных веществ, рассказчик-фантаст; некоторые герои перекочевали в тексты Феничева «2H Company». Однако сам по себе альбом, вне сомнения, стал самостоятельным произведением искусства научно-фантастического жанра — если о существовании такового в российской инди-музыке можно говорить.

Однако после эпичного, перегруженного первого альбома группа в соответствии с названием нового альбома «Сатана в отпуске» как будто и сама решила отдохнуть.

Во-первых, сама манера исполнения Феничева — знаменитый речитатив, феноменально быстрый и нарочито литературный, с десятками причастных и деепричастных оборотов — стала легче. Теперь композиции выглядят не просто сопровождением к текстам Феничева (как, честно признаемся, бывало раньше), а вполне самостоятельными треками. В альбоме звучат и настоящие песенные композиции, исполняемые гитаристом группы Максимом Поляковым. Трогательные баллады «Пленка» и «Уже», распевающиеся неровным дребезжащим и бесстрастным голосом Полякова, могут напомнить тех же «СБПЧ» («Нас воспитал Дарт Вейдер, он подарил нам много планет. И поэтому мы обязательно найдем ответ: Что все это значит? Кто мы такие и откуда вся прыть? Как решается задача? И почему нас не может отпустить?»).

А вот с литературной точки зрения альбом вызывает споры. Сторонники прежних концептуальных полотен уже успели обвинить группу в том, что в новом альбоме не хватает связок между треками, да и сам материал, мол, на порядок слабее, чем дебютный. Действительно, в альбоме «Сатана в отпуске» практически нет эзотерики, обаятельной стилистики Карлоса Кастанеды с «местами силы», «точками сборки» и шаманами.

Практически отсутствует феничевский футуристический мир из первого альбома, за исключением разве что композиции «Гомер», где перед нами предстает эпизод «очередной» третьей мировой войны, в котором друг Рахмет спасает героя от коварного Гомера Симпсона.

В остальном же альбом получился почти вызывающе прозаичным, Феничева тут интересует реальность, самая настоящая.

И если раньше его лирический герой все время признавался в том, что фантастика – это просто практика ухода от реальности, «законом разрешенная так же, как и алкашка» («Но как-то надо переработать страх; сел за письменный стол: буду фантастом!»), то тут герой встречает реальность лицом к лицу.

А в этой реальности русские режутся в компьютерные игры с немцами, которые в качестве мести обрушивают российские серверы каждый год на 9 мая, полиция собирает дань, наркоманы ошиваются в подворотнях Петербурга.

Новые жизненные реалии продиктованы и протестными настроениями – в альбоме есть композиция под названием «Капитошки».

Этим детским словечком Феничев назвал капельки росы на шлемах бойцов «ОМОН», которые так и хочется «пошмякать». Здесь разворачивается картина настоящего русского бунта, спровоцированного щуплыми «белоручками», чью печень омоновцы с легкостью размазывают по асфальту.

Поначалу индифферентный рабочий с завода предлагает «космонавтам» подавить смуту, но потом, зараженный самой идеей бунта, приходит к мысли, что и в подорожании колбасы, скорее всего, виноват Кремль. (И все ждали причины, с которой в радость можно рвануть и шарики эти пошмякать. И умница крикнул: «Это ж значит, сажать опять картошку? Нет!» Вскинув руки, народ сорвался ловить свою капитошку!»).

Сарказм Феничева работает тем лучше, что позиция его лирического героя абсолютно флегматична, вернее, у него ее нет.

Потому у него и получается остроумно иронизировать и над «продажными журналистами», и над патриархом, и над так называемой демшизой, и над наркоманами, и над интеллектуалами. Герой Феничева всегда с краю, всегда ни при чем («уровень моей жалкости был достаточен, обеспечив должный уровень прозрачности, для того чтобы прошел сквозь меня правосудия русского хаос. Теперь я спокойно на кухне на любимой кушеточке йогой занимаюсь»).

Ключевым треком с альбома (а также ключевым для его понимания), судя по всему, является заглавная композиция — «Сатана в отпуске». Здесь описан настоящий дьявол, который в свой законный отпуск решает никуда не уезжать, а провести его у себя дома, уничтожая копытами и рогами всех, кто попадется ему на пути. Неудивительно, что в новом альбоме Феничев своими ядовитыми фельетонами и сам напоминает Сатану, вынужденного ради отдыха «пошмякать» людишек.

(«Не попишешь ничего, хотя в душе все против, как в Кремле, не сгореть чтоб на работе, Сатана в отпуске»).

В таком случае если воспринимать безмерно саркастичный альбом «Сатана в отпуске» как вынужденную передышку, то страшно представить, что получится у питерцев, когда они опять выйдут на работу.

Новости и материалы
В Астраханской области машина съехала в кювет, пострадали три человека
Jeep возродит старейший внедорожник
42-летняя Наталья Водянова показала фигуру в корсете
Медведев посетил Уралвагонзавод
17-летняя девушка стала самой молодой в истории Калифорнии, сдавшей экзамен на адвоката
«Рабочие будни»: Щербакова выложила фотографию спящей себя
В Киеве, Сумской и Харьковской областях созданы штабы ПВО
В Петербурге автобус врезался зеркалом в остановку и снес ее
Журналист после удара «Орешником» объяснил Зеленскому, на каком языке говорят ракеты
Звезду «Блондинки» засняли за поцелуем с пасынком президента Кубы
«Отобрали все деньги на лечение»: Светличная стала жертвой мошенников перед кончиной
В Калужской области запретят торговать пиротехникой до 15 января
Медведев оценил объемы поставок танков российским войскам
Испания готовит первое руководство по гражданской обороне
Бывший президент Боливии заявил, что США больше не являются хозяевами мира
Власти Канады не смогли доказать связь Моди с преступлениями в стране
Суд отложил приговор по делу о выплатах Трампа порноактрисе
Обвиняемого во взяточничестве генерала Оглоблина не выпустили из СИЗО
Все новости