Жюри под председательством бразильского режиссера Эктора Бабенко отдало главный приз фильму «Отбросы» Тиндж Кришнан, дебютантке из Британии с историей о бывшем военном, страдающем от одиночества и посттравматического синдрома, девушке, которую несчастный пускает в свой дом, и неожиданных переменах, которые это событие вносит в их жизнь. Интересно, что в параллельном конкурсе «Перспективы», где соревнуются молодые режиссеры, приз достался англичанке Диктинне Худ за фильм «Разрушители», ставшей своего рода рифмой «Отбросам». В этой картине супружеская пара отправляется в деревню, чтобы отдохнуть и поправить отношения, а в итоге выясняет отношения с родственниками (один из которых тоже страдает посттравматическим синдромом) и между собой. Эта работа — также дебют ее автора в режиссуре.
Впрочем, куда больше внимания было приковано к другим лауреатам — российской «Орде» Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова, которую молодой режиссер начал как историческую картину, а закончил как притчу. Заслуженный сценарист завершил ею трилогию о России, начатую фильмами «Чудо» (режиссер Александр Прошкин) и «Юрьев день» (режиссер Кирилл Серебренников).
Фильм рассказывает о путешествии в ордынскую столицу Сарай митрополита Алексия в XIV веке — он должен излечить от слепоты мать хана Тайгоду, чтобы избежать захвата татарами Москвы.
Обладательницу каменного выражения лица, безжалостную ханшу в картине руководителя «Киносоюза» сыграла Роза Хайруллина, и присужденный ей приз за лучшую женскую роль выглядит более чем заслуженным.
Зато другая российская картина — «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой — осталась без крупных призов; фильм, в котором режиссер сама сыграла смерть, приходящую к героине Ольги Кузиной, выдержан в той же особой и, кажется, неподсудной критике «литвиновской» эмо-стилистике, что и игровой дебют режиссера фильм «Богиня». Впрочем, юмора в нынешней картине куда больше, чем в предыдущей.
Быть может, этой картине стоило бы присудить отдельный приз «за оригинальный саундтрек», если бы таковой был предусмотрен регламентом ММКФ, — его бы получила композитор фильма Земфира.
Свой приз работе Литвиновой присудила лишь газета «Коммерсантъ Weekend».
Без наград уехала и картина самого именитого участника конкурса, венгерского кинопатриарха Иштвана Сабо, снятая по роману Магды Сабо и рассказывающая о событиях, разворачивающихся в отдельно взятом доме в Венгрии 1960-х годов. Также без наград осталась довольно занятная историческая картина «80 миллионов» поляка Валдемара Кшистека о финансовых приключениях польских оппозиционеров перед введением Ярузельским военного положения; три года назад московское жюри точно так же никак не заметило его фильм «Малая Москва». Интересно, что приз международной ассоциации критиков ФИПРЕССИ достался картине, описывающей противостояние представителей власти и оппозиции с другой стороны баррикад: кинокритика отдала свои симпатии фильму «Все копы — ублюдки» — картине о бойцах полицейского спецподразделения, участвующих в разгоне массовых акций.
ММКФ в этом году подтвердил репутацию фестиваля, ретроспектив и спецпрограмм которого зритель ждет с большим нетерпением, чем основного конкурса. Не было недостатка в зрителях на показанных в рамках спецпрограмм двух культовых лентах года — киберпанк-комедии «Железного неба» Тимо Вуоренсолы (фильм был снят на пожертвования интернет-пользователей), одиннадцатичастного полотна «Holy Motors» Леоса Каракса. Негде сесть было на «За холмами» Кристиана Мунджиу и «Доле ангелов» Кена Лоуча. Кроме того, усилиями Петра Шепотинника и Андрея Плахова московские зрители, как обычно, увидели большую часть фильмов, участвовавших в нынешнем году в конкурсе Каннского кинофестиваля.
Но чем лучше и ярче становятся программы «Гала-премьеры» и «8 1/2 фильмов», чем больше фильмов из конкурса Канна и Венеции в них появляется, тем яснее становится, что конкурс фестиваля московского не скоро достигнет такого же уровня.
Еще одной ложкой дегтя стали организационные сюрпризы: показ части фильмов был перенесен на день раньше, чем это было указано в печатном расписании, а сами сеансы проходили ночью, их начало задерживалось до получаса.
Одним из самых интересных сегментов ММКФ стало документальное кино благодаря кураторам Сергею Мирошниченко и Григорию Либергалу. В прошлом году к программе «Свободная мысль», где можно увидеть неигровые хиты всех главных кинофестивалей мира, добавился еще и конкурс документального кино, и на 34-м ММКФ он оказался интереснее и неожиданнее всех остальных программ фестиваля.
Тут был и скандал: арт-группа «Война», герои спорного фильма «Завтра» Андрея Грязева, написала письмо на имя программного директора фестиваля Кирилла Разлогова с требованием запретить показ фильма, потому что он рассказывает о частной жизни «Войны» без согласования с арт-группой.
Были и переполненные залы – особенно на британском кассовом хите, 3D-фильме Ричарда де Арагвеса «ТТ3D: только вперед» о мотогонках «Турист Трофи» на острове Мэн.
Тут был и уморительный детектив в стиле Бората, датский «Посол» Мадса Брюггера — снятая скрытой камерой сказка о том, как живется белому человеку в насквозь коррумпированной Центральноафриканской Республике с поддельным дипломатическим паспортом.
А «Серебряного Георгия» заслуженно получил фильм «В поисках Шугармена» Малика Бенджелула. Председатель жюри документального конкурса Павел Павликовский назвал этот фильм «трогательным», но это не просто милое кино о рок-музыканте, который одновременно стал и не стал легендой, а мощная и невероятная история о чуде.
Большой интерес вызвали «Российские программы» ММКФ: на церемонию закрытия в Дом кино (завершившуюся фильмом Авдотьи Смирновой «Кококо») пришло такое количество зрителей, что часть из них пришлось усадить на сцену немаленького Большого зала. На итоговой пресс-конференции президент фестиваля Никита Михалков сообщил, что рассматривается вариант переноса в следующем году российских программ в Crocus City Hall. В рамках российских программ можно было увидеть многие из тех картин, которые уже побывали в конкурсе или параллельных программах «Кинотавра», но еще не вышли в прокат (или даже не были для него куплены): среди прочих показали «Жить» Василия Сигарева, «Искупление» Александра Прошкина, «Поклонницу» Виталия Мельникова, «Белого тигра» Карена Шахназарова, «День учителя» Сергея Мокрицкого и др.
А основная церемония завершилась показом фильма «Возлюбленные» француза Кристофа Оноре, в которой вместе со своей дочерью Кьярой Мастрояни сыграла Катрин Денев. Именно она была удостоена приза «Верю. Константин Станиславский» с формулировкой «за покорение вершин актерского мастерства». По сообщениям агентств, его вручение сопровождалось курьезом — произнеся речь в честь актрисы, Владимир Мединский проследовал за кулисы с ее призом. Как объяснила позже советник министра Юлия Зозулина, министр не вручил приз актрисе на сцене, так как у нее в руках был большой букет и он помог ей донести награду до кулис. Однако некоторая неловкость все-таки имела место на церемонии — ведущий Игорь Верник спросил у Денев, согласилась бы она сниматься в кино у Оноре, если бы ей это было предложено. На что актриса сообщила, что она, в общем, это и сделала. Опровержений от Игоря Верника не последовало.