Кирилл Разлогов, программный директор ММКФ:
«Прошедший кинофестиваль я бы оценил на четверочку — всё было, как мы хотели, всё было нормально. Если мне что-то удается хотя бы на 10% от того, как хотел, — это значит успех, значит, фестиваль прошел успешно. Мы каждый раз, каждый год что-то меняем — появляются новые картины, новый расклад. Хотелось бы, чтобы фестиваль по-человечески готовился — в течение всего года, а не за последние полтора месяца; чтобы был нормальный дворец фестивалей, соответствующим образом оборудованный, чтобы можно было соединить все части ММКФ вместе, устроить общую социальную жизнь.
Что касается дворца, то уже несколько раз громко заявляли об этом, Никита Михалков вместе с Юрием Михайловичем Лужковым со сцены объявляли, что дворец будет. Так что когда я его увижу, и увижу, что дворец фестивалей не передадут кому-то еще под супермаркет, тогда поверю. Я считаю, что дворец фестивалей нужно разместить на месте гостиницы «Россия» в Зарядье, но это разумное решение никто не рассматривает.
Но будет хорошим любой вариант — сейчас же даже открытие происходит за стенкой, и красную дорожку видят фактически только фотографы. Всё прошло нормально, но для большого фестиваля международного значения этого, разумеется, недостаточно.
Отбор же упирается в существующие правила тендеров, которые, на мой взгляд, к фестивальной жизни не имеют никакого отношения. У фестивалей должен быть круглогодичный цикл. Можно, например, заключить договор с фирмой, которая проводит фестиваль, на три года или на пять лет, менять директоров заблаговременно, но работа в течение года должна идти нормально. Но она сейчас нормально не идет. Пока это упирается в некие общегосударственные принципы, которые противоречат интересам культуры вообще, не только интересам фестиваля: фестиваль проводится на бюджетные средства, а они распределяются и выделяются на культуру по той же логике, что и на продажу сахара или кирпича. Вот и получается эта нелепая ситуация».
Антон Долин, кинокритик:
«Общее ощущение от ММКФ у меня, как всегда, смутное. Конкурс и эти «Георгии» из драгметаллов, конечно, оставляют ощущение нелепицы, какого-то спектакля, в котором каждый год зачем-то принимают участие вполне приличные люди, от Шепотинника с Разлоговым до Лобана с Катрин Денев. Я залез в архив ММКФ и без удивления обнаружил, что из «золотых» призеров за последние 25 лет в прокат выходили только россияне, а любые иностранцы пролетали мимо, за исключением фильма «Фанатик», который попал в ММКФ из «Сандэнса», а потому не считается.
С другой стороны, идеи закрыть или вовсе отменить ММКФ я не поддерживаю. Возмущения насчет объема якобы отмытых денег я не разделяю. Во-первых, любые деньги могли быть потрачены на что-то куда более постыдное, а во-вторых, я лично ничего ни про какие отмывы не знаю. И вообще в чужих карманах копаться некрасиво. Зато толпы людей, которые закупаются заранее билетами, высиживают на ретроспективах прекрасных старых режиссеров или терпеливо смотрят до конца сеанс Леоса Каракса или Кристиана Мунджиу, начавшийся в час ночи, воскрешают во мне веру в людей. Пусть ММКФ — это не совсем настоящий фестиваль, но другого многие москвичи и гости столицы никогда не видели. Ни к чему отнимать у них эту мечту о фестивале. Плюс жалоб-то на ММКФ море, но все они исходят от журналистов и критиков, а никак не от рядовых зрителей, которых там тоже полным-полно.
Теперь о том, как можно было бы превратить ММКФ в нечто приличное или даже хорошее. Уверен, что это осуществимо.
1) Надо отказаться от порочной практики тендера на проведение ММКФ, чтобы команда была единой, работала по контракту, заключаемому на несколько лет (естественно, с возможностью разрыва в случае нарушения обязательств), и отбирала бы картины круглый год, а не в последние три--четыре месяца.
2) Должна быть отдельная мощная команда для организации и проведения ретроспектив – это одна из сильных сторон ММКФ. Когда ретроспектива касается современного автора, он сам непременно должен присутствовать в Москве. Когда старого мастера, должны быть безупречного качества копии. Вообще хорошо бы навсегда поженить в этом отношении ММКФ и Музей кино, чтобы Наум Клейман (директор Музея кино — «Газета.Ru») хоть как-то курировал проведение ретроспектив старых мастеров. И, естественно, перестать «заимствовать» ретроспективы у других фестивалей, а собирать собственные.
3) Непременно сделать подобие кинорынка и приглашать дистрибуторов и директоров кинотеатров из регионов.
4) Каждый год вывозить, платя за билет и проживание, на 3–4 дня пул из 6–10 авторитетных иностранных журналистов с непременным условием — они должны написать про ММКФ в своих авторитетных изданиях. Для них: спецпрограмма нового русского кино с безупречными субтитрами. Они еще сражаться за места через пару лет будут. А про фестиваль наконец узнают за пределами РФ.
5) Отказаться от конкурса. Он никому давно не нужен. Фестиваль класса «А» — дряхлый, глупый миф. Когда по 20–25 картин себе успели взять Берлин, Канн, Венеция, Локарно, Сан-Себастьян и Карловы Вары, на нашу долю физически не может остаться ничего путного. Вариантов тут два: или вообще обойтись без соревнований, или придумать что-то тематическое, чтобы можно было звать и награждать классные фильмы с фестивалей-конкурентов. «ММКФ — конкурс фильмов о войне». Или «о любви». Или «о литературе». Или «о суровой правде жизни». Просто придумать что-нибудь, чтобы хороший фильм из Канна мог приехать сюда не просто для информационного показа в час ночи, а за наградой. Вот и стимул появится у хороших режиссеров или хотя бы продюсеров: а не съездить ли в Москву?»
Мария Кувшинова, кинокритик:
«Не буду говорить о конкурсной программе. Ее низкое качество — производная от состояния киноиндустрии или, если хотите, общества. Профессионалу на ММКФ делать нечего. Организаторы часто повторяют, что устраивают фестиваль для зрителя, поэтому хотелось бы поговорить о культуре показа, которая на ММКФ ниже, чем на любом другом фестивале Москвы. Аккредитации и бесплатные билеты выдаются бездумно, в залах много случайной публики, которая гуляет между рядами на протяжении всего сеанса: опаздывают, перебегают из зала в зал, жуют бутерброды, светят мобильными телефонами. С каждым годом становится все хуже: публика ММКФ (а она заметно отличается от публики других московских киномероприятий) привыкает к тому, что так можно. Но так нельзя. Если мы хотим, чтобы у нас было интересное кино и работающий фестиваль, мы должны прививать людям уважение к кинематографу, который и так многими воспринимается не как искусство, а как аттракцион с попкорном.
Несколько очень простых мер. Во-первых, цены на билеты. Сейчас фестиваль немного похож на совместный бизнес Михалкова и кинотеатра «Октябрь». ММКФ — это просветительское мероприятие, которое проводится в том числе и Министерством культуры, и билеты не могут стоить 500 рублей — столько же, сколько на коммерческие сеансы. Надо договориться о снижении цены, об отмене на время фестиваля категорий «VIP» и продажи билетов на определенные места. Пусть все садятся на свободные. Во-вторых, культура показа. Предлагаю на следующем фестивале с каждым билетом и аккредитацией выдавать памятку с очень простым текстом: «Выключайте, пожалуйста, телефоны», «Если вы пришли после начала сеанса, садитесь, пожалуйста, на свободные места», «Не ходите, пожалуйста, по залу, это мешает другим зрителям». На этом ММКФ Георгий Молодцов, куратор документальной программы «Свободная мысль», начал объяснять публике правила поведения в зале. Оказалось, что это, во-первых, для многих не очевидные вещи, а во-вторых, разъяснительная работа реально помогает. Конечно, хотелось бы, чтобы в залы вообще перестали пускать после начала сеанса, как на других фестивалях, но боюсь, этого не будет никогда. Необходимо, чтобы была горячая линия, по которой можно было бы узнать, какая копия будет показана, какие на ней титры. Это все не так сложно сделать, а о программе поговорим уже потом».
Антон Мазуров, куратор и организатор кинофестивалей, эксперт в области арт-кино, креативный директор бюро RAC! (Russian Are Coming!):
«В первую очередь я бы попросил Никиту Михалкова ротировать свою вездесущую персону (я писал об этом подробнее в тексте «Михалковский тупик» на сайте kinote.info). Неконцептуальность и архаичность ММКФ состоит и обеспечивается присутствием Михалкова с его личными упрощающими и убивающими ММКФ интересами — получить денег, посветиться в СМИ, потереться о плечо звезд. Поэтому он и не чувствует, что ММКФ, по сути, выглядит ничуть не лучше замшелого и мертвящего здания Союза кинематографистов (имеется в виду Дом кино на Васильевской — «Газета.Ru»), которым руководит все тот же влиятельный персонаж.
Ну а поскольку уход Михалкова невозможен, превращение архаичного фестиваля в современный и актуальный также невозможно. Концепцию, которая напрочь у феста как единого организма отсутствует, задают люди. Команда «под Михалковым», а значит, нам придется еще много лет наблюдать самодовольный кинофестиваль в эстетике «вокруг света». Творческой энергии такое действо российской кинематографии практически не прибавляет».
Марина Разбежкина, режиссер, сценарист, преподаватель, председатель жюри конкурса «Перспективы» 34-го ММКФ:
«Я бы сделала фестиваль предельно доступным для молодых любителей кино и начинающих профессионалов. Потому что фестиваль может быть еще и школой для зрителей. В Карловых Варах, на фестивале такого же класса, рядом с фестивальным дворцом вырастает целый городок, есть специальная камера хранения для рюкзаков путешественников – они приезжают на фест со всей Европы. Студентов пускают пережидать дожди в отель «Термал», где проходят показы: они лежат в спальниках рядом с просмотровыми залами, видела, как директор фестиваля осторожно перешагивает через спящих поклонников кино. И никого это не раздражает.
Вообще, лучше всего я себя чувствовала в этом году в роли председателя жюри «Перспектив». За жюри хорошо «смотрят», ухаживают, закармливают вкусными эклерами, развозят по домам на машине. Организована работа жюри четко и оптимально. А вот зрителем на ММКФ быть не люблю. Вечная неразбериха с аккредитациями. Хотя на нынешнем фестивале зрителям было полегче: мои студенты проходили почти на все сеансы по аккредитациям, не заморачиваясь дополнительным стоянием в кассах. Когда мой фильм «Время жатвы» был в конкурсе, это 2004 год, я тоже не чувствовала большого интереса ко мне как к участнику. В тех же Карловых Варах все участники каждый день встречаются в 12 часов дня на веранде, знакомятся, болтают. Жаль, что такой веранды до сих пор нет на ММКФ».
Мнения опрошенных экспертов могут не совпадать с мнением редакции.