Подземная парковка на 180 мест, два дополнительных небольших атриума с лифтами и эскалаторами (для детей, родителей с колясками и инвалидов) и «три первых этажа» (за счет рельефа местности посетители могут входить с Лубянской площади, улицы Рождественка и Пушечная на разные этажи) — таковы основные черты концепции «Детского мира» на Лубянке, представленной архитектором Павлом Андреевым из бюро «Моспроект-2», работавшим на восстановлении Манежа и Большого театра. Вид «Детского мира» с улицы он оставил без изменений — Андреев специально оговорил, что хочет сохранить оригинальные габариты и четыре фасада в том виде, в котором они были созданы Алексеем Душкиным. В частности, автор предлагает расстеклить лоджии на входе с Лубянской площади.
Отдельное решение предусмотрено для центрального атриума «Детского мира»: в оригинальном проекте Душкина он был высотой в четыре этажа. В новом проекте купол перекрытия атриума окажется под самой крышей, однако сохранит свою прямоугольную форму.
Отдельно архитектор остановился на визуальном решении атриума — оно будет напоминать вход в «Детский мир», причем в том виде, как он выглядел в 1950-е годы. По мнению Андреева, таким образом удастся достичь переклички между историей и современностью.
По техническому заданию, атриум должен быть «общественным пространством»: оно, по признанию представителей компании-собственника «Галс-Девелопмент», не будет сдаваться в аренду — здесь будут проходить занятия и игры, разместятся различные игровые пространства и мастерские.
«Сейчас это выглядит как попытка воспроизвести фасадные формы «Детского мира» с огромными арками как тему в верхней части колодца», — заметил «Газете.Ru» координатор градозащитного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин.
Именно атриум долгое время был камнем преткновения во взаимоотношениях компании-собственника «Галс-Девелопмент», принадлежащей банку ВТБ, и архитектурной общественности: в предыдущих проектах, которые разрабатывал другой архитектор «Моспроекта-2» Михаил Леонов, первоначальная, авторская форма атриума подвергалась жестокому пересмотру — в рамках полной перепланировки внутреннего пространства «Детского мира». Об этом говорил глава департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский. По его словам, еще несколько месяцев назад сама идея возврата к прямоугольной форме вызывала у собственника раздражение, сейчас же «Галс» легко пошел на это.
Новый проект Кибовский похвалил как «бережный» и «аккуратный», назвав предыдущие «напоминавшими большой лабаз».
В менее радужных тонах оценил ситуацию заместитель директора Музеев Кремля Андрей Баталов, выступавший как представитель некоммерческого партнерства экспертов.
«Мы продолжаем считать то, что случилось с «Детским миром», трагедией, — сообщил эксперт. — И причиной этой трагедии стал предмет охраны архитектурного памятника, который был составлен в 2005 году. В 2008 году он был изменен таким образом, что сейчас в нем не защищен ни один кирпич».
Предмет охраны, напомним, является своеобразным паспортом здания, являющегося памятником архитектуры, и описывает в нем все детали, представляющими историческую и культурную ценность. Именно в соответствии с «нулевым», как называли его представители градозащитников, предметом охраны 2008 года в «Детском мире» были выкорчеваны исторические архитектурные и декоративные детали.
«Но Павел Андреев пришел на выжженную землю, — продолжил Баталов, имея в виду количество сохранившихся оригинальных архитектурных деталей. — И в этом смысле представленный проект позволяет даже воссоздать некоторые детали, которые были в предмете охраны 2005 года».
По его словам, эксперты будут уговаривать заказчика и архитектора воссоздать вестибюли и парадные лестницы в здании, а также перекрыть атриум фермами на высоте четвертого этажа — как было при Душкине. При соблюдении этих условий, рассказал Баталов, эксперты готовы сформировать комиссию, которая будет работать на объекте уже в режиме мониторинга исполнения представленной концепции.
Об этом же сказал и Рахматуллин: «Самое главное — перекрыть атриум на его исторической отметке, причем независимо от того, что это не входило в предмет охраны. И сейчас проблемой будет как раз необходимость сочетать сохранение отметки атриума и оформление верхней части внутреннего колодца».
Куда более определенно обозначила проблематику Наталья Душкина — один самых известных специалистов по консервации и сохранению архитектурных памятников, профессор МАРХИ, внучка знаменитого архитектора:
«Я совершенно не понимаю, почему Павел Андреев, представляя свою концепцию, не исходит из того, что перед ним прежде всего памятник архитектуры регионального значения». По мнению Душкиной, компания «Галс-Девелопмент» довершила то, что было начато прежними владельцами «Детского мира» — АФК «Система».
Она отметила, что различные градозащитные организации обращались к властям всех уровней с требованием пересмотреть предмет охраны, а до того законсервировать все работы на объекте. Однако эти обращения либо оставались без ответа, либо общественникам сообщали, что уничтожение архитектурных деталей и декора не противоречит закону о сохранении объектов культурного наследия.
Именно на несовершенство законодательства в области охраны культурного наследия и отсутствие у властей воли к возврату к прежнему, более полному предмету охраны «Детского мира» указал один из экспертов в разговоре с «Газетой.Ru».
«Вы же понимаете, странно пенять девелоперу, что он хочет извлекать максимальную прибыль из своей собственности, — отметил собеседник. — Спрашивать надо с тех, кто законы пишет и следит за их исполнением. Вот к ним большие претензии».
Глава Москомнаследия Александр Кибовский покинул собрание после своего выступления и был недоступен для оперативного комментария.
«Когда подлинник утрачен — всё остальное никак этого не извиняет. Предмет охраны был уничтожен», — подтытожил Рустам Рахматуллин.
«Мы благодарны общественным организациям за шум вокруг «Детского мира», — заметил президент «Галс-Девелопмент» Сергей Калинин. — Если еще несколько месяцев назад мы сомневались в этом проекте, то сейчас к нам уже стоит очередь из арендаторов на каждый арендный лот».