Большой двор, окруженный высокими кирпичными стенами, который заполнен пылью, камнями и кусками арматуры, с ободранными колоннами по сторонам, оранжевые парапеты, из которых торчат прутья, и недоразобранная часть каркаса крыши — так выглядит сейчас знаменитый атриум московского магазина «Детский мир» на Лубянке, построенного по проекту архитектора Алексея Душкина.
Компания «Галс-Девелопмент», которая проводит работы по реконструкции здания, неоднократно подвергалась критике со стороны общественных организаций и архитектурных экспертов, но достоверная информация о ходе работ за всё время с момента закрытия «Детского мира» летом 2008 года была получена лишь однажды: в декабре 2009 года появились фотографии разрушенного интерьера универмага. В ответ на критику компания организовала серию экскурсий для представителей СМИ, чтобы показать, что происходит внутри объекта.
«Тут стояла карусель, продавались игрушки», — напомнил руководитель проекта реконструкции Иван Виноградов, показав на двор.
Над крышей атриума никогда не было других помещений: семиэтажное здание было выстроено в форме «колодца», а крыша перекрывала внутренний двор на уровне третьего этажа.
«Мы планируем поднять крышу вверх — до шестого этажа, а седьмой сделать техническим», — рассказал Виноградов. Он пояснил, что все внутри будет снесено до подвальных помещений и отстроено заново, а «родными» останутся только внешние стены.
И добавил, что «интерьеры того атриума, который запомнился посетителям магазина, мы оставим — будут и карусель, и балконы, и светильники».
«Стекла для крыши будут полупроницаемыми, крепкими, с подогревом, — продолжил Виноградов, показывая рисунки с эскизами вида нового атриума. — Когда «Детский мир» только был построен, тоже сделали стеклянную крышу, но она в первую зиму полопалась».
Напомним, что градозащитники критикуют застройщиков за тяжеловесность нового проекта: он становится оправданием для сноса всех внутренностей и их последующего воссоздания. Новая и старая крыши атриума примерно одинаковы по весу, уверил Виноградов, но признал, что существующие стены и фундамент новую конструкцию не выдержат, а это значит, что сносить придется все, кроме стен.
Кроме того, Виноградов привел такой контраргумент: здание не соответствует современным противопожарным нормам: со дня его ввода в эксплуатацию требования настолько изменились, что теперь, как уверяет застройщик, для их соблюдения надо будет прорубать проемы в стенах для новых эвакуационных выходов, а также монтировать новую систему вентиляции.
Необходимая противопожарная «начинка», по утверждению Виноградова, также очень тяжелая, и здание с его нынешними перекрытиями её просто не выдержит.
На нижних ярусах здания, в подвалах, будет парковка, а сейчас тут толстый слой пыли, торчащая из облупленных стен арматура и ржавые балки, выглядывающие из-под цемента.
«Мы начали вскрывать стены и пришли в ужас, когда увидели, как все было построено. Вот лифтовой проем: все держится на деревянных столбах, кирпичная кладка из разных кирпичей, все отваливается — да так просто не делается!» — с возмущением рассказал Виноградов и в сердцах добавил, что видно, «где стену строили зэки, а где — рабочие».
«То кирпича в кладке нет — просто пустое место, то одежда туда запихана или уголь, — пояснил он. — В стенах совершенно разные кирпичи: видимо, какие приходили, те и клали. Все это влияет на устойчивость».
Заметим, об этом же говорит и отчет научно-технической экспертизы, проведенной по заказу компании «Система-Галс» фирмой «Триада-Холдинг» в 2011 году: кирпичная кладка ограждающих стен находится в «недопустимом» состоянии.
В дальней комнате на минус втором этаже находится, по выражению Виноградова, «сосредоточение всех выявленных в здании проблем». Речь идет о переплетении арматуры, выступающей из несущей стены, своеобразном «железном гнезде», внутри которого куски камня вперемешку с цементом — эта смесь активно высыпается.
«Это несущая балка, которая должна быть цельной, — пояснил Виноградов. Другая балка, железная, проходящая под потолком, проржавела насквозь. На стенах в подвале широкие трещины, заклеенные бумажками-метками с указанием годов их обнаружения. Все бумажки уже оторвались: трещины расширяются.
«Стены гуляют», — пояснил Виноградов.
Он уверен, что сменить проржавевшие балки на новые чрезвычайно трудно — необходимо менять их все целиком, от одной стены до другой, и в это время может возникнуть угроза обрушения. Впрочем, как следует из его пояснений, теоретически такой подход возможен — с применением современных методов, но затраты в этом случае будут космическими.
Именно состояние стен и балок, находящихся в плачевном состоянии, стали предметом главного беспокойства застройщиков. Чтобы снять напряжение, приходящееся на них, необходимо подвести под здание новую единую фундаментную плиту, утверждают представители «Галса». А чтобы провести эти работы, необходимо полностью расчистить здание, оставив только внешние стены.
Это утверждение стало еще одним поводом для раздора между градозащитниками и застройщиками. В распространенном во вторник, 24 января, заявлении представители «Архнадзора» указывают на прецедент, когда подобная операция была проведена без сноса внутренностей архитектурного памятника: при реставрации на единую фундаментную плиту поставили Большой театр. К тому же, заявляют градозащитники, выводы экспертизы «Триады-Холдинга» однозначно не свидетельствуют о том, что фундамент необходимо менять полностью: возможно фрагментарное «лечение».
Впрочем основное требование градозащитников не изменилось: они требуют вернуть расширенный предмет охраны. Нынешний, утвержденный постановлением заммэра Владимира Ресина в 2005 году, они называют «нулевым».
Однако глава культурно-охранного ведомства в разговоре с корреспондентом «Парка культуры» сообщил, что департамент в принципе согласен с действиями компании «Система-Галс». Он назвал плюсом тот факт, что девелопер согласился переделать проект 2007 года, который никому не нравился – ни общественности, ни самому Мосгорнаследию. Новый проект, по словам Кибовского, подготовит «Моспроект-2», этот проект должен быть представлен в апреле. «Пока нет нового проекта, нет и предмета обсуждения», — сказал чиновник.
Кибовский подтвердил, что ведущиеся сейчас работы согласованы с Москомнаследием. Они, по его словам, стали необходимы для обеспечения противоаварийных мероприятий. «Здание нужно срочно спасать, и сейчас застройщик занимается именно этим», — резюмировал чиновник.
С ним поспорил координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин. В беседе с «Парком культуры» он отметил, что существующие разрешения на снос конструкций внутри «Детского мира» выданы при отсутствии утвержденного проекта.
«С учетом этого чиновник вовсе не вводит ситуацию в правовое поле — наоборот, он себя из правового поля выводит: ведь его подпись должна свидетельствовать, что право соблюдено. А в данном случае создается просто исходный «чистый лист», пустота, чтобы потом более свободно проектировать», — заявил Рахматуллин.