Во вторник, 27 марта, началась официальная часть фестиваля «Золотая маска». Масштабный театральный смотр разросся уже до таких размеров, что вместить все его события в три недели не удаётся – так, спецпрограмма «Новая пьеса» (наследница дочернего фестиваля «Новая драма», закрытого несколько лет назад) прошла ещё в начале марта, а внеконкурсная «Маска плюс» продолжается с середины месяца и будет идти до закрытия фестиваля.
В конкурсе фестиваля на этот раз представлен 51 спектакль из 13 городов России; как всегда, преобладают московские и петербургские.
Открылась основная программа постановкой «Константин Райкин. Вечер с Достоевским» Валерия Фокина в «Сатириконе». Моноспектакль Райкина по «Запискам из подполья» входит в число явных фаворитов фестиваля: его дружно расхвалили критики, а его режиссёр и исполнитель уже неоднократно становились лауреатами «Маски». Также среди наиболее вероятных претендентов на звание «лучший драматический спектакль большой формы» из Москвы – безумная «Чайка» Юрия Бутусова в том же «Сатириконе», чинные «Будденброки» Миндаугаса Карбаускиса в РАМТе и один из самых сложных спектаклей Эймунтаса Някрошюса «Калигула» в Театре наций (с Евгением Мироновым в главной роли).
Среди номинантов в «малой» форме «Отморозки» Кирилла Серебренникова по «Саньке» Захара Прилепина, одна из самых острых российских политических постановок последних лет.
Спектакль о современных революционерах, вышедший задолго до выборов в Думу (и составивший дилогию с «Околоноля» по одноименной книге Натана Дубовицкого), в последние несколько месяцев оказался гораздо актуальней, чем можно было подумать после премьеры.
Из Петербурга на «Маску» претендуют три драматических театра, каждый из которых участвует в фестивале постоянно. Александринка привозит психоделическое «Счастье» Андрея Могучего: питерский авангардист, в январе дебютировавший в столичном Театре наций спектаклем «Circo Ambulante», задумывал «Счастье» как вольное прочтение «Синей птицы». В итоге, правда, от Метерлинка он не оставил ничего, сочинив собственную запутанную историю о приключениях сегодняшних Тильтиль и Митиль.
Детский спектакль длится 3 часа с двумя антрактами и напоминает нечто среднее между мультфильмом и компьютерной игрой. Консервативные родители пишут гневные отзывы на спектакль в интернете, а их дети визжат от восторга.
Ещё одну премьеру Александринского театра в Москве не покажут: «Ваш Гоголь» Валерия Фокина идёт на спрятанной за квадригой Аполлона малой сцене Александринки и ни для какого другого пространства приспособлен быть не может.
Не смогут увидеть москвичи и «Трёх сестёр» Льва Додина в Малом драматическом театре. Зато приедут другие «Три сестры», поставленные Львом Эренбургом в Небольшом драматическом театре. Эренбург, уже получивший «Маску» несколько лет назад за поставленную в Магнитогорске «Грозу», обычно работает этюдным методом и делает жёсткие натуралистичные спектакли. «Сёстры» не столь радикальны, в них почти нет переписывания текста, а физиологизмы сведены к минимуму: герои не корчатся в страшных припадках и не раздеваются догола. Тем не менее эренбурговская любовь к истерике и сильным эмоциям даёт о себе знать, и о чеховских полутонах на спектакле не вспоминаешь, а к каноническому тексту то и дело добавляются неожиданные подробности вроде контузии Вершинина.
В драматическом конкурсе спектаклей большой формы участвуют постановки и из других городов, но, по странному совпадению, все они созданы питерскими режиссёрами.
«Без вины виноватых» Островского выпустил в Екатеринбургском ТЮЗе Григорий Дитятковский, долгое время активно ставивший в Петербурге, но в последние годы почти пропавший из поля зрения фестивалей. Драму о потерявшей и снова обретшей сына актрисе Кручининой он превратил в рассказ о театре XIX века на его языке – в спектакле даже используется старинная театральная машинерия для создания эффектов вроде грома и завываний ветра. А молодой режиссёр Роман Феодори, уже показавший в рамках «Новой пьесы» свою версию «Наташиной мечты» Ярославы Пулинович, поставил в Алтайском театре драмы имени Шукшина (Барнаул) «Мамашу Кураж и её детей» Бертольда Брехта. Он не стал прибегать к явному осовремениванию, но заставил текст прозвучать с брехтовской мощью — так, что изобличительные монологи героев кажутся написанными и произнесёнными не 70 лет назад, а прямо сейчас.
Единственный представитель провинции в «малой» форме – «Однорукий из Спокэна» по пьесе Мартина Макдонаха («Человек-подушка», «Калека с Инишмаана», фильм «Залечь на дно в Брюгге») в постановке Пермского театра «У моста».
Режиссёр Сергей Федотов несколько лет назад открыл для России тогда ещё никому у нас не известного ирландского драматурга Мартина Макдонаха (которого затем стали ставить едва ли не одновременно в четырех театрах), а теперь первым в стране поставил его новую пьесу о бедном американце, 40 лет ищущем хулиганов, которые в детстве отрезали ему половину руки. Все спектакли Федотова по Макдонаху похожи друг на друга: смесь натурализма, бытоподобия, гротеска и психологической актёрской школы. «Однорукий» Макдонаха заслуживает, возможно, более глубокого подхода, но в любом случае это отличный шанс услышать текст пока официально не изданной у нас пьесы.
Список участников номинации «Эксперимент», в которой обычно собирают и оценивают все новое, на этот раз выглядит парадоксально: хотя бывший конкурс «Новация» уже давно сменил название, в списке соискателей этой премии из года в год по-прежнему остаются одни и те же лица.
Так, создатель театра «Дерево» Антон Адасинский претендует на неё в четвёртый раз, теперь со спектаклем «Арлекин», в котором он с помощью приёмов пластического театра исследует процесс вочеловечивания актёра-марионетки. Ещё один рекордсмен «Эксперимента» (для него это пятый дубль), легендарный питерский AXE, считающийся одним из российских первооткрывателей «театра художника», покажет свой сложносочинённый проект «Депо гениальных заблуждений». Его сложно назвать спектаклем как таковым: это серия одновременно идущих перформансов и инсталляций, замысловатых фантазий на темы десяти опровергнутых теорий в разных областях науки.
Впервые в «Эксперименте» участвует лишь коллектив спектакля «Театра.doc» «Зажги мой огонь»:
автор Саша Денисова и режиссёр Юрий Муравицкий придумали постановку о рок-звёздах — Джиме Моррисоне, Дженис Джоплин и Джими Хендриксе, в которой актёры говорят о них через рассказы о своих собственных судьбах.
В жюри «Золотой маски» входят, как всегда, ведущие российские актёры, режиссёры, сценографы, театроведы. В этом сезоне среди них актриса МХТ Алла Покровская, главный редактор журнала «Театр», арт-директор фестиваля NET Марина Давыдова, обозревательница «Афиши» и куратор спецпрограмм «Маски» Елена Ковальская, постоянный оформитель спектаклей Василия Бархатова и Евгения Писарева Зиновий Марголин. А возглавит жюри худрук Театра им. Вахтангова Римас Туминас. Впрочем, от итогов премии вряд ли стоит ждать больших сюрпризов: как показывает опыт прошлых лет, каким бы ни был состав жюри, его участники всегда придерживаются похожей логики, а новые имена в числе лауреатов появляются крайне редко. Однако и без неожиданностей всё-таки не обходится — точно предсказать результаты «Маски» обычно невозможно. Остаётся только ждать 16 апреля, когда они будут объявлены.