Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Мягкое прибрежное дословно

В Сочи закончил работу фестиваль «Текстура-Олимп»

Фестиваль «Текстура» представил в Сочи программу «Текстура-Олимп». Официальная цель мероприятия – выбрать лучшие спектакли для представления в рамках Культурной олимпиады, которая будет сопровождать Олимпиаду спортивную в 2014 году. Неофициальная – привлечь молодежь и примирить местных жителей с существованием неопознанных арт-объектов.

Пермский фестиваль «Текстура» продолжил освоение более теплых мест. Даже в начале зимы в Сочи очень хорошо: морской воздух успокаивает нервы, а курортный режим располагает к компромиссам. Для конкурса «Текстура-Олимп», проходившего в городе с 21 ноября по 2 декабря, его жюри во главе с Ингеборгой Дапкунайте из 120 российских постановок выбрало шесть самых современных.

В программу вошли два спектакля в технике «вербатим» (то есть дословного воспроизведения документального текста) по материалам сегодняшних собирателей сибирского фольклора – московские «Бабушки» из театра «Практика» и алтайская «Деревня» в режиссуре номинанта на «Золотую маску» Романа Феодори; одна хип-хоп-опера – полицейский комикс «Копы в огне»; а также два спектакля по пьесам англоязычных драматургов 90-х. Специализирующийся на творческом наследии ирландца Мартина Макдонаха пермский театр «У моста» привез своего «Калеку с Инишмана», а волгоградский Молодежный театр приехал со спектаклем «Gagarin way» по пьесе шотландского плохиша Грегори Берка. Наконец, екатеринбургский «Коляда-театр» представил монолог «Луна и трансформер» драматурга Андрея Крупина, знаменитого кроме прочего тем, что белгородские власти обвинили его наивную подростковую прозу в пропаганде педофилии.

Миссия конкурса «Текстура-Олимп» как будто направлена на то, чтобы впредь избегать подобных недоразумений.

Жюри старалось выбирать исключительно современные, но не омраченные излишним натурализмом и нехорошими словами тексты.

Из шотландской пьесы про обесценивание леворадикальных идей к сочинскому представлению был трогательно вымаран мат. Речь ее героев — доморощенного философа, профсоюзного активиста и случайного охранника, похитивших приглашенного финансового консультанта завода, на котором они все работают, — пестрела разнообразными «блин», «черт побери» и «черт возьми». Аннотация к пермской версии пьесы Макдонаха предусмотрительно предупреждала: «В спектакле нет «гнетущей чернухи» ... романтике и наивным мечтам тут нет места – но нет места и безнадежности».

Фестиваль изо всех сил старался быть дружелюбным.

На входе в зал зрителям раздавали анкеты для выражения симпатий и антипатий, с помощью которых спектакль можно было оценить по пятибалльной шкале и, при желании, письменно прокомментировать. По итогам голосования будет вручен соответствующий приз.

В концепцию интеграции вписана и специальная программа. Для студентов объединения «АРТкино Сочи» и Сочинского училища искусств был организован открытый мастер-класс гуру современного танца Антона Адасинского по изучению выразительных возможностей тела и Лаборатория Бориса Павловича по работе с современной драматургией и документальными техниками.

Умение этого молодого режиссера и художественного руководителя кировского Театра на Спасской, а с недавних пор и советника по культуре губернатора Кировской области делать театр «на местности», без высокомерия заинтересовать собеседника, вовлечь его в свою работу без скидок на возраст и предыдущий опыт вообще заслуживает отдельного комментария. Под его руководством студенты Сочинского училища искусств получили проверенные московскими спектаклями тексты «Экспонатов» Вячеслава Дурненкова, «Тития Безупречного» Максима Курочкина, «Я не вернусь» Ярославы Пулинович, а также постановщиков, с которыми интересно работать. Среди последних, например, председатель жюри фестиваля Ингеборга Дапкунайте и актриса Светлана Иванова-Сергеева.

В качестве подкрепления для участия в читках были приглашены и несколько профессиональных актеров.

Сам Павлович поставил документальную историю «Сочи: все включено». Давно переставший быть модной новинкой вербатим остается действенным методом экспресс-освоения новых территорий. Документальные комедии, сюжетом которых становится место с его диалектизмами, топонимикой, привычками и местными шутками, а исполнителями – обитатели этого места, во многом разделяющие проблемы своих персонажей, воспринимающие себя как часть среды, получают все большее распространение. Вспоминается питерский проект «Ржевка VS Невский проспект», среди многочисленных героев которого были, к примеру, актеры в костюмах Петра и Екатерины, с которыми можно недорого сфотографироваться на фоне достопримечательностей, а также приезжавший на «Золотую маску» спектакль самого Павловича про Вятку под названием «Так-то да».
<1>
В вербатиме про Сочи нашлось место туристке, таксисту, склочной семье, сдающей жилье, моряку-ловеласу, владельцу, обслуживающему персоналу и посетителям кафе и другим носителям «местного колорита». И самое главное — берегу моря.

Сменяющие друг друга в бодром ритме стендап-комедиии реальные слова реальных людей, уличные шутки про противостояние Сочи и остальной части Краснодарского края, Кубанский казачий хор, «частный сектор» и курортные романы вызывали живой отклик в аудитории.

Но главным и самым смелым событием фестиваля все же остается открывший его «Мефисто-вальс» Антона Адасинского и его дрезденской группы DEREVO. Спектакль возник во время работы над победившем в этом году в венецианском конкурсе фильмом «Фауст» Александра Сокурова, где Адасинскому досталась роль искусителя-ростовщика. Автор признается, что в его работе нет никакого Мефистофеля, а есть только он сам и его внутренние бесы. Переодевание, перевоплощение, перерождение главного героя, противостояние солиста хору (в каждом из четырех артистов узнается Адасинский: все они бриты, одухотворены и обладают невероятной физической подготовкой) в основе драматругии бессюжетной цепочки пластических образов.

Чертовщина в спектакле скорее фольклорного характера.

Клоун в его исполнении легко превращается в демона, кружащегося под «Песни и пляски смерти» в исполнении Шаляпина, в огородное пугало, одиноко висящее на крестовине. Образы подчинены логике карнавала или сменяющих друг друга времен года. В воротниках-гнездах, надетых на черные силуэты танцовщиков, покоятся головы-яйца. Вылупившиеся вороны кружат над стареющим, никому уже не страшным пугалом, садятся ему на перекладины. После дождя на сцене вырастают огромные подсолнухи. Мало кого оставили равнодушным уходящие в небо на фоне этого подсолнечного поля следы.

После холодного приема, который был оказан сочинцами в сентябре мультимедийному проекту композитора Алексея Сысоева и режиссера Филиппа Григорьяна «Полнолуние», многие боялись за пластический театр питерского авангардиста 90-х, давно живущего в Германии. Однако «Мефисто-вальс» сорвал заслуженные апплодисменты и вызвал ожесточенные дискуссии в коридорах.

На пресс-конференции Адасинского спросили, не упрощал ли он спектакль для привыкшей к юмористическим вечерам и нетрезвым гастролерам курортной публики. Ответ был резко отрицательным.

Свою публику нужно воспитывать. Этим занималась и Пина Бауш в захолустном Вуппертале, и создатели французского современного танца в своих региональных центрах хореографии.

Однако прививать современные тексты и нетрадиционные театральные формы хорошо получается и диетическими дозами. Здорово, что в Сочи нашлись люди с позитивной реакцией и что хорошему театральному художнику удалось увлечь за собой новых последователей.

Новости и материалы
Тиньков остался должен российскому суду миллионы рублей
В Пентагоне допустили прямое вовлечение третьих стран в конфликт на Украине
Экс-депутат из Нидерландов заявил, что ЕС не компенсирует помощь Украине при победе Трампа
Небензя заявил, что США пытаются убедить мир в недопустимости оказания помощи России
В Таиланде подтвердили решимость королевства стать членом БРИКС
Стало известно, на какие занятия детей россияне тратят деньги
На Камчатке смогли остановить птичий грипп на птицефабрике
В России начали разработку национального калькулятора биологического возраста
Эксперты подсчитали, на что россияне тратят больше всего денег
Су-34 уничтожил опорный пункт противника
В промышленном центре Сибири ввели туристический налог
Врач назвала сжигающий жир овощ
Starbucks решила отказаться от платы за популярную добавку
Нейросети придумали оригинальный метод изучения языков
Врач назвала самые полезные гарниры
Россиян предупредили о подорожании блюд для новогоднего стола
Основатель TikTok стал самым богатым человеком Китая
В России будут по-новому компенсировать льготникам расходы на ЖКУ
Все новости