В свете нынешней ситуации, когда будущее ЦДХ представляется как минимум неопределенным, а как максимум драматичным, организацию молодежного фестиваля можно рассматривать в качестве вызова. Директора заведения Василия Бычкова замучили вопросами: правда ли, что это последний проект на вверенной ему территории? Василий Владимирович честно отвечал, что нет, не последний. И оптимистично прогнозировал еще лет пять активной деятельности ЦДХ до переезда, если таковой вообще когда-нибудь состоится, в чем у него, директора, имеются некоторые сомнения. Так или иначе, «Фестиваль новой культуры» назван ежегодным, что подразумевает надежду дотянуть хотя бы до следующего января. А там видно будет.
Формат нового фестиваля выглядит пока несколько зыбким — впрочем, таковым он может остаться и в дальнейшем.
Раз уж замахнулись организаторы на отражение свежих тенденций в молодежной культуре, то экспериментов не миновать. По идее, речь должна идти обо всем спектре понятия lifestyle, а не об одних лишь новациях в музыке или изобразительном искусстве. Когда-нибудь, глядишь, появится на фестивале раздел продвинутой кулинарии и семинар по пирсингу. На нынешнем этапе, впрочем, дело ограничилось более или менее традиционными рубриками «Кино», «Театр», «Мода», «Литература» и т. п. Зато под прикрытием этой банальной сетки воцарился микст из жанров и разновидностей культуры.
«По факту фестиваль получился молодежным, здесь нет привычных имен», — сообщил директор ЦДХ журналистам, собравшимся на экскурсию под его водительством.
Добавим, что и привычных экспозиционных форм обнаружилось не слишком много.
Преобладали настенные проекции и лайт-боксы. В одном случае зрелище именовалось «Выставкой блогов», то есть представляло публике последние достижения интерактивного хозяйства, в другом пропагандировался новый вид искусства под названием «Световое граффити» — комбинация фотографии с направленным движением света. По соседству расположился проект «Город глазами молодежи», где можно было ознакомиться с плодами творчества нескольких стрит-артистов и граффитчиков. На сей раз они самовыразились без помощи пульверизаторов: город раскрасился средствами 3D-анимации, а посетители могли порулить обзором, управляя джойстиком.
Признаться, молодежные интересы и увлечения, если расценивать их исключительно по этим форматам, выглядели бы довольно примитивными.
Много технологии, мало рефлексии.
Между тем становлению ума обычно сопутствуют искания, сомнения и эстетические бунты. Сами по себе технические новации вовсе не служат выражению юношеских устремлений. Кибернетическая псевдосвобода не равна искомой свободе мысли. Какой, к примеру, творческий прорыв можно усмотреть в проекте «Digital супрематизм», где с помощью touch screen предлагается перекрашивать чужие картинки — хоть «Купание красного коня», хоть «Черный квадрат»? Занятие исключительно для младшего школьного возраста.
И наоборот: тема виртуальных музеев и галерей, которая расцвела вдруг на фестивале, имеет отношение скорее к «взрослому» арт-бизнесу — за этой формой дистрибуции искусства стоят вполне прагматические интересы дилеров и художников. Не слишком похоже на творческое волеизъявление.
Впрочем, фестиваль получился обширным и разнообразным, если учитывать все, что было включено в его программу.
Занятной показалась программа «Видеопоэзия» с клипами на стихи известных и не очень известных авторов. Весьма информативной вышла выставка «Поколение Z» от куратора Андрея Смирнова, посвященная полузабытым страницам истории электронной музыки в СССР. А с новым пространством, где от заката до рассвета (в буквальном смысле — с 8 вечера до 6 утра) проходили концерты из программы Syntec Lab, ЦДХ вообще можно смело поздравить. Из бывшей вентиляционной камеры на полуподвальном этаже получилась очень приличная площадка, которую можно будет в дальнейшем использовать в самых неожиданных контекстах. Если, конечно, виды правительства на эту территорию не реализуются слишком быстро.