После успеха «Ликвидации» нового сериала от Сергея Урсуляка ждали с особенным трепетом. Режиссер же, который, будучи не последним отечественным кинематографистом, умудрился проснуться еще более знаменитым, чем был, вскоре заявил, что с предлагаемыми проектами пока повременит и займется экранизацией романов Юлиана Семенова. Речь шла о нескольких ранних книгах «исаевского цикла», уже экранизированных в советское время, — «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Нежность» и «Пароль не нужен».
Вчера телеканал «Россия» устроил аттракцион неслыханной щедрости – в воскресный прайм-тайм были показаны сразу три серии нового 16-серийного фильма «Исаев».
Первая часть «Бриллианты для диктатуры пролетариата» рассказывает о проведенной тогда еще только получившим оперативный псевдоним Исаев сотрудником ВЧК Всеволодом Владимировым операции по пресечению контрабанды гохрановских драгоценностей из голодающей России 1920-х в Европу.
Тут стоит сделать ряд пояснений. Дело в том, что Юлиан Семенов был главным советским детективщиком. Причин тому множество, но прежде всего секрет успеха этих книг в том, что автором была найдена идеальная форма для советского развлекательного чтива. Его романы про разведчиков (в первую очередь про Исаева-Штирлица), с одной стороны, отличались лихо закрученной интригой, а с другой – были абсолютно идеологически выверены. По этой причине они легко поддавались экранизации – «Бриллианты» с Ивашовым, «Пароль не нужен» с Нахапетовым и, конечно, «Семнадцать мгновений весны» стали именно теми фильмами, которые в легкой форме, без лишнего пафоса могли рассказать о борьбе умных советских людей с подлыми врагами.
Сегодняшняя экранизация этих книг ставит перед режиссером ряд вопросов, главный из которых, разумеется, идеологический.
То есть там было ясно: наши – красные, враги – белые. Теперь эта оппозиция не так очевидна. С другой стороны, если открыть сейчас любой из семеновских романов, то станет понятно, что прославление советской разведки волновало автора далеко не в первую очередь. Куда больше его занимало построение многофигурных интриг. Именно это и стало главной проблемой фильма.
Все три показанные серии пока посвящены лишь разгону сюжета, экспозиции, зрителю лишь мельком рассказали о действующих лицах, и их оказалось столько, что легко можно запутаться.
Сам заглавный герой, меж тем, на экране существовал примерно полчаса из двух возможных, да и то в основном многозначительно смотрел и говорил односложно. Хронометраж одноименного фильма 1975 года, напомним, составлял всего два с половиной часа. И на месте его кульминации сегодня главный герой лишь говорит сакраментальное «Максим Максимович разбирается».
В таком неспешном повествовании, впрочем, есть очевидная логика.
Сам режиссер в интервью говорит, что его интересует судьба молодого разведчика, оказавшегося между двух лагерей. Будущий Штирлиц еще только делает свой выбор, «разбирается» то бишь. Потому нюансами сюжета, которыми можно было пожертвовать в старой экранизации, на этот раз пренебречь не получается, как не выходит и составить полное мнение о сериале.
Вернее не совсем так. Уверенно не получается говорить только об основном содержании картины – собственно линии Исаева. Со всем остальным все несколько понятнее. Во-первых, Урсуляк, как было понятно еще по трейлеру, вновь снял ретро. Это, конечно, не достоверная, как выцветший дагерротип, «Ликвидация», но отсылки очевидны. Музыка Микаэла Таривердиева передает приветы фильму Лиозновой, черно-белая картинка – сразу всем фильмам про разведку.
Кроме того, Урсуляк прекрасно понимает, что лучшие семеновские экранизации («Семнадцать мгновений» и полузабытые «Майор Вихрь» и «ТАСС уполномочен заявить») — в первую очередь актерское кино.
Говорить о том, что «Исаев» встанет с советскими картинами в один ряд, пока рано, но принцип этот создатели неукоснительно блюдут. В картину перекочевало больше половины команды «Ликвидации» — едва ли не самой мощной в отечественном телекино. Михаил Пореченков в роли бежавшего в Эстонию графа Воронцова играет совсем другой характер, чем сыгравший эту роль в старом фильме Александр Кайдановский, но едва ли хуже, Сергей Маковецкий, сыгравший литератора Никандрова, настолько точно дает пародию на русского интеллигента, что невозможно удержаться от смеха. Отдельно стоит сказать о давно не снимавшемся Юрии Соломине, который в роли отца Владимирова за пару минут играет всю трагедию разочарованной в революции интеллигенции.
В конце концов, и Даниил Страхов в главной роли весьма неплох, хотя проявить актерское мастерство у него пока, как уже было сказано, не было возможности.
Наконец, в чем режиссеру точно нельзя отказать, так это в умении собственно снимать кино: каждый кадр идеально выстроен, как с точки зрения композиции, так и в смысле цвета и света — визуально «Исаев» более чем хорош, несмотря на некоторую переусложненность интриги, в которой скорее стоит упрекнуть оригинал. В конце концов, сам жанр телесериала может позволить себе вслед за своим героем некоторое время на то, чтобы разобраться.
Желающие присоединиться к Максиму Исаеву могут сделать это сегодня в 21.30.