Об американском независимом кино очень приятно рассказывать байки. Например, в 71-м году Коппола в шутку заявил представителям студии «Парамаунт», что, если его «Крестный отец» соберет 15 миллионов долларов, он хочет лимузин – Мерседес-600. «Никаких проблем, соберешь 50 миллионов – и «Мерседес» твой», — пошутил в ответ представитель студии. Когда картина собрала 100 миллионов, счет за шестидверный «Мерседес» был отправлен студии «Парамаунт».
Или, к примеру, лучший режиссер всех времен Джон Кассаветис никогда не говорил своим актерам, что за фильм он снимает — комедию или драму, чтобы не сковывать их стереотипами. Поэтому актриса (и жена Кассаветиса) Джина Роулендс так никогда и не узнала наверняка, счастливый конец в фильме «Женщина под влиянием» или трагический.
Сегодняшнее американское независимое кино уже почти не дает поводов для баек.
Оно спокойно участвует в оскаровской гонке, расходится по фестивалям и прекрасно себя чувствует в довольно широком прокате. Ежегодный фестиваль американского кино пройдет с 7 по 14 октября в Москве. Это уже четвертый «Амфест», и в четвертый раз он показывает зрителю «непривычные кинематографические образы Америки».
В этом году программа чуть меньше, чем в предыдущие годы, – говорят, из-за кризиса. Документальная программа, всякий раз украшение фестиваля, в этом году состоит всего из четырех фильмов,
зато среди них один из главных хитов нынешнего «Амфеста» — «Роман Полански: разыскиваемый и желанный» Марины Зенович.
Это документальное расследование давнего (и вновь скандального) дела Романа Полански о педофилии, и Зенович говорит, что работать над фильмом было очень тяжело: мало кто отвечал на вопросы впрямую, а сейчас внезапно выяснилось, что и не все отвечали честно. «Полански» покажут трижды – в четверг, субботу и воскресенье, и на последнем показе режиссер сама ответит на все вопросы – в том числе и о сиквеле, который она сейчас снимает.
Самое время.
Куратор документальной программы Робин Хессман своим любимым фильмом нынешнего «Амфеста» называет «Осеннюю страну» Майкла Пальмьери и Донала Мошера – красивейший портрет одной американской семьи в городке, который, по словам героев, «омерзителен летом не меньше, чем весной, осенью и зимой».
В программе независимого кино больше всего комедий, и «Шестеро из дурдома» соседствуют здесь с «Моей девушкой – зомби» и «Короткими интервью с подонками». По этой программе видно, как сегодня выглядит новая независимая американская комедия: «Шестеро из дурдома» – чернуха неслабого градуса безумия, «Сэм – электрический скат» рассказывает о межгалактических ковбоях в «музыкальном космическом вестерне», стилизованном под смесь рекламы, классики Голливуда и старых сериалов. «Моя девушка – зомби» — тинейджер-хоррор, что всегда смешно. И, наконец, своеобразная мужская комедийная драма «И смех, и грех» — история о мужской дружбе. Двое старых друзей встречаются после долгой разлуки и, как следует выпив, решают сыграть главные роли в самодеятельном гей-порно.
Нет, они абсолютно гетеросексуальны. Нет, это не препятствие.
Да, этот фильм достоин награды «за дух независимости», которую получил на недавнем кинофестивале «Санданс».
Рубрика «Премьеры» более или менее дублирует будущий прокат, но некоторые фильмы обязательно надо смотреть, и чем раньше, тем лучше. Откроется «Амфест» киноальманахом «Нью-Йорк, я люблю тебя» — сборником открыток про Нью-Йорк и «люблю», в который войдут, в частности, короткометражки Фатиха Акина и Натали Портман (и не войдут – Звягинцева и Скарлетт Йоханссон, потому что прокатную версию перемонтировали). Из важных премьер – новый Содерберг («Девушка по вызову» — история дорогой проститутки и, неожиданно, экономические тайны сегодняшней Америки), Брет Истон Эллис («Информаторы» Грегора Джордана, экранизация эллисовского сборника о лос-анджелесской тусовке 80-х), Мэрил Стрип («Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту» Норы Эфрон – все то, что вы представляете себе, слыша слова «фильм Норы Эфрон») и главный хит программы – «500 дней лета» Марка Уэбба с Зуи Дешанель и Джозефом Гордоном-Левиттом.
Без скидок, лучшее романтическое кино 2009 года. Но это фильм не для свиданий: он не про любовь, а про ее предельную субъективность.