Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Фригидный мент как случай космополитизма

Выходит «Сказка про темноту» Николая Хомерики

Выходит «Сказка про темноту» Николая Хомерики — трогательная история об одиночестве и о ментах, которые тоже люди.

Сердце аутичной милиционерши Гели (дочь Геннадия Хазанова Алиса) требует любви, романтики, балов, детей и галантного принца, но действительность входит в явное противоречие с грезами. Вместо королевичей имеются на выбор немногословный гастарбайтер (быстро выбывающий из списка поклонников при виде рабочей униформы подруги), местный рифмоплет с весьма извращенным чувством прекрасного и давний ухажер — толстобрюхий коллега, который, пыхтя, норовит залезть под блузку, но к душевной близости пока не готов. На уроки танцев героине приходится ходить в одиночку и каждый раз терпеть испытание завистью, глядя на счастливые пары.

А подопечный детдомовский мальчишка, которого Геля время от времени выводит гулять, адресует ей грубую, но, в сущности, верную тираду.

А теперь поднимите руку, кто знает режиссера Николая Хомерики. Вот-вот. И таких людей — большинство. А ведь Хомерики может похвастаться троекратным участием в Каннском фестивале: пусть не в основном конкурсе, но его короткометражка «Вдвоем» получила второй по значению приз студенческой программы «Синефондасьон», а полнометражные картины «977» и «Сказка про темноту» были отобраны в «Особый взгляд».

Вопрос о том, как получилось, что практически не известный публике отечественный кинематографист заделался каннским любимцем, имеет два различных ответа.

Окончив Высшие курсы режиссеров и сценаристов, Хомерики уехал учиться в знаменитую французскую киношколу La Femis, в результате чего обзавелся знакомствами, доступными не всякому начинающему автору. В качестве ассистента, например, Хомерики работал с Гаррелем, а в его фильме «977» снялся в эпизодической роли сам Лео Каракс. Но дело все же не только в связях: ленты Хомерики, ко всему прочему, обладают одним замечательным и едва ли не экзотическим свойством.

Беда российского кинематографа состоит в том, что солидную часть выходящих в последние годы отечественных картин объединяет этакая «местечковость». Снимают о России, о провинции, о своей истории, локальные бытовые зарисовки — словом, про себя да про себя.

Речь не о качестве — столь разные фильмы, как «Пленный», «Юрьев день», «Бумажный солдат» или «12» — все это про нас, родимых — фильмы, честно говоря, малопонятные зарубежному зрителю. И если и имеющие успех на западных фестивалях, то во многом лишь за счет тлеющего интереса к нашей многострадальной стране.

Что же касается Хомерики, то он в этом плане белая ворона, потому что умеет делать кино, которое иначе как громким словом «общечеловеческое» не назовешь

— отечественный зритель в нем, естественно, увидит чуть больше, но и человек, абсолютно не знакомый с российскими реалиями, не останется обделенным.

Взять, скажем, «977» — кафкианскую историю про исследовательскую лабораторию, которая занимается тем, что фиксирует некий показатель, соответствующий каждому индивиду. Что этот самый показатель характеризует — непонятно, главное, его умеет улавливать прибор. И, с одной стороны, «977» — медлительная научная фантастика с коридорами, миражами и приветом Тарковскому; с другой — только имевшему дело с советскими НИИ, понятно, что это еще и сатира.

Примерно так же обстоит со «Сказкой про темноту».

На первый взгляд, фильм очень в духе так называемой новой волны отечественного кинематографа — да, провинциальная чернуха, да, социальный портрет эпохи, злобной и равнодушной, с продажными ментами, иногородними строителями и всевозможными ужасами быта. Но сконцентрировавшись лишь на этом пласте, вы много потеряете, потому что «Сказка про темноту», главным образом, пронзительный рассказ про женское одиночество. Картина о том, как отсутствие любви ломает, иссушает и доводит до эмоциональной фригидности, о том компромиссе, на который приходится идти, чтобы получить хоть толику тепла, — словом, события фильма могли развиваться в любой точке планеты, а картина у Хомерики получилось воистину интернациональная. Так что не пропустите — в нашем кино такое встречается редко.

Новости и материалы
Россия доставила свыше 30 тонн гуманитарного груза в Мьянму
Сотни палестинцев покинули восток Газы после приказа об эвакуации
Названа причина, почему коты пьют воду отовсюду, но только не из своей миски
Московский суд отказался снимать статус иноагента с блогера Качура
Пленный солдат ВСУ рассказал, как бойцов учат стрелять по видео
Глава МИД Ирана взял под контроль инцидент со студентами КФУ
Российские солдаты из зоны СВО передали поздравления всем матерям страны
В Минобороны России раскрыли роль «Панциря-С» в Курской области
Воздушная тревога распространилась еще на три региона Украины
Россиянам рассказали, как изменится плата за коммуналку в 2025 году
Российские бойцы оборудовали полевую мастерскую в зоне СВО для модернизации дронов
Африка раскритиковала финансовую сделку COP29
В Иордании ликвидировали мужчину, устроившего стрельбу в Аммане
Россиян предупредили об опасности зарядки гаджетов от ноутбука
Суд арестовал имущество семьи бывшего замглавы транспортной полиции Махачкалы
В Новосибирске ввели режим «черного» неба
Hyundai отзовет 42 тысяч автомобилей из США
В Киеве предупредили о воздушной тревоге
Все новости