62-й международный фестиваль начался не столько с красной дорожки, сколько с раздачи толпе у дворца разноцветных воздушных шаров с надписью «UP» — по случаю премьеры мультика «Вверх». Перед показом фильма публике раздали специальные очки, дабы диснеевско-пиксаровская трехмерная анимация воспринималась адекватно. И, прежде чем в зале погас свет, на сцену выскочил человек в смокинге — большая шишка из оргкомитета. Он попросил всех надеть очки и уставиться на пустой экран, а сам принялся фотографировать очкастый зал на фотомыльницу — «для истории». Аккредитованные фотографы с куда более внушительной техникой поймали момент и последовали его примеру.
Анимация открывала фестиваль впервые, хотя мультики в каннском конкурсе и вне его уже бывали и даже награждались.
Добродушный хохот и аплодисменты после сеанса красноречиво показали, насколько изголодалась здешняя высоколобая аудитория по подобным детским радостям. «Вверх» определенно рассчитан на семейный просмотр, его главные персонажи — 78-летний старик и девятилетний скаут. Стар и млад отправляются за приключениями в южноамериканские джунгли на куче воздушных шариков, привязанных к избушке. Выбор средства передвижения, конечно, экзотический, но связи с реальностью создатели картины все же не потеряли. Говорят, чтобы красочно отобразить природу в формате 3D, авторы выезжали на натуру куда-то к бразильской границе. Удачно прописан командой во главе с режиссером Питом Доктером и стариковский характер. Озвучивший его во французской версии Шарль Азнавур стал одним из основных героев церемонии открытия (в русском дубляже за пенсионера-путешественника говорит Армен Джигарханян — кстати, внешне на Джигарханяна герой «Вверх» похож гораздо больше, чем на Азнавура).
Сегодня в Канне начинается конкурс.
Первым на суд жюри представляется китаец Лоу Е с «Весенней лихорадкой». У себя на родине Лоу слывет диссидентом — после того как снял фильм про студентов — участников событий на площади Тяньаньмэнь. Зато Европа и Канн каждую новую картину этого автора принимают с распростертыми объятиями. На этот раз Лоу Е углубился в исследования однополой мужской любви и женских страданий оттого, что муж изменяет с другим. В выстроенном в «Весенней лихорадке» многоугольнике чувственных отношений немудрено запутаться, особенно когда малоизвестные китайские исполнители кажутся очень похожими друг на друга. Но если не пытаться разобраться, кто с кем спит, а просто наблюдать за происходящим, то станет ясно: Лоу Е понимает, что такое человеческая близость, ревность, отчуждение... И сексуальные сцены в фильме показаны весьма своеобразно: вроде бы откровенность налицо, но ниже пояса камера почти не опускается. Любопытный выходит контраст: «взрослое» кино китайца после «детского» фильма открытия.
Перед началом конкурса жюри дало пресс-конференцию.
Глава судейского корпуса Изабель Юппер признала: всегда трудно объяснить, почему ей нравится тот или иной фильм. Французская звезда-интеллектуалка сказала, что готовится к постоянным дебатам с коллегами по конкурсным картинам и надеется, оценивая фильмы, найти для себя золотую середину между разумом и чувствами. Актриса Робин Райт Пенн, почти бывшая супруга прошлогоднего председателя жюри Шона Пенна, в свою очередь посетовала, что термин «судейство» заведомо имеет негативный оттенок. По ее словам, реакции членов жюри могут быть различны, но к консенсусу прийти так или иначе придется. А турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан, неоднократно получавший в Канне призы и теперь впервые оказавшийся по другую сторону баррикады, сообщил, что ему порой, чтобы полюбить картину, нужно посмотреть ее не один раз.
Успехом у части журналистов в смысле взятия автографов пользовалась еще одна представительница судейской коллегии — итальянка Азия Ардженто. Актриса снискала популярность благодаря не только киноработам, но и экзотическим татуировкам в интересных местах своего тела.
Сегодня же в Канне начинается ретроспектива отреставрированной киноклассики. Это мероприятие патронирует известный любовью к истории кинематографа Мартин Скорсезе. А Фрэнсис Форд Коппола открывает «двухнедельник режиссеров» своим новым фильмом «Тетро».