Задолго до открытия весеннего салона было понятно, что прежних позиций ему не удержать: вопрос состоял в том, каковы окажутся масштабы потерь. И не приведет ли неизбежный отток участников к отмене самого мероприятия. Прецеденты уже возникали: например, не так давно о своем отказе проводить в этом году Международный салон изящных искусств в Манеже заявила компания Art Culture Studio. Но XXVI Российский антикварный салон все же состоялся, хотя и в откровенно урезанном формате — общая площадь экспозиции сократилась на треть. Из списка выпали многие традиционные участники, однако далеко не все. В принципе, паники не ощущается.
Галеристы и дилеры на вопрос о перспективах пожимают плечами, имея в виду: поживем — увидим.
На пресс-конференции глава компании «Экспо-Парк. Выставочные проекты» Василий Бычков не стал изображать бурного оптимизма, признав наличие серьезных проблем для антикварного бизнеса. Но не преминул напомнить об «особом положении рынка старого искусства». Что означает приблизительно следующее: потрясения в экономике на антикварную сферу, конечно же, влияют, однако не ведут автоматически к ее краху. Здесь достаточно ниш, которые могут быть рассмотрены на предмет долгосрочных инвестиций. Спасти свои деньги состоятельные люди могут и таким способом — важно не ошибиться. Притом что общий объем продаж не может не сократиться, точечные вливания в этот бизнес всегда останутся. Не пойдя на отмену салона, устроители тем самым сигнализируют: не время сворачивать предложения, важно сохранить базовые элементы антикварного рынка, чтобы потом не начинать с нуля или даже с отрицательных величин.
Взвесив ситуацию, некоторые участники решили устроить имиджевые показы, которые нацелены не столько на сиюминутную коммерцию, сколько на поддержание репутации.
Скажем, в рамках салона публикуются частные собрания, владельцы которых пока не помышляют о распродаже, а лишь обозначают свой статус. В других случаях устраиваются тематические экспозиции — так поступили, скажем, в «Галеев-галерее», где все работы объединены темой «Русские и Мюнхен», или в галерее «Элизиум», внедрившей в формат салона филиал своей выставки «Графика ОСТа».
Хотя, разумеется, многие по-прежнему ставят эклектичный вал — авось что-нибудь да сработает. По традиции не обходится без разнообразной ювелирки. Все-таки женский день на носу, вдруг не перевелись еще настоящие джентльмены, готовые пожертвовать последними сбережениями ради каприза боевых подруг.
В качестве специальной экспозиции на сей раз фигурирует выставка «Эпоха императора Николая I. Искусство парада».
Силами нескольких частных коллекций представлена живопись и графика второй четверти XIX столетия — большей частью с милитаристским уклоном. Батальные полотна Хайнриха Эккерта, Людвига Эсхольца, Богдана Виллевальде и прочих живописцев (преимущественно иностранцев, состоявших на придворной службе) соседствуют с портретами офицеров русской армии и видами торжественных парадов. В советское время этой темой музеи откровенно пренебрегали, так что многие интересные произведения сконцентрировались именно в частных руках. Выставку не назовешь сенсационной, но на ней немало работ, занимательных с исторической точки зрения.
В целом на салоне стало заметно меньше пышности. Пооблетевший лоск знаменует режим экономии, но пока не служит признаком агонии. Похоже, антиквары привыкли к мысли, что будет трудно, как и всем остальным, поэтому они затягивают пояса и ищут тактических решений.