Книжный фестиваль, зарекомендовавший себя одним из лучших, хоть и странных летних развлечений, возвращается. Этот раз станет уже третьим, и, судя по всему, традиция будет продолжена в последующие годы – ажиотаж вокруг мероприятия тому всячески способствует.
Кстати, о традиции – на этот раз вокруг ЦДХ снова будет Крым. То есть названия площадок останутся каноническими – Керчь, Артек, Гурзуф и далее по списку. Каноническим же остается и пафос мероприятия – книжный фестиваль может быть интересным и драйвовым времяпрепровождением, в противовес унылой толкотне у стендов на ежегодных книжных ярмарках.
Что же касается непосредственно программы пятидневного праздника, то вот она выглядит уже несколько странно – самые громкие и важные гости имеют к литературе, мягко говоря, опосредованное отношение. Непосредственно литераторы на фестивале будут представлены несколькими частотными именами вроде Дмитрия Быкова с неизбежным очередным романом (на этот раз он называется «Списанные» и повествует о таинственном списке то ли смертников, то ли еще кого), Линор Горалик в рубрике «Завтрак со звездой» и Тимур Кибиров с программой поэтических видеоклипов «Зря», что бы это ни значило. В качестве самого яркого события, в котором присутствует хотя какая-то интрига, ожидается явление народу Владимира «Адольфыча» Нестеренко. Мужчина до сего момента своей физиономией не сверкал и фотографировался со спины или в лыжной маске. Впрочем, недавно в собственном блоге он сообщил, что не только правдоруб и дитя 90-х, но и писатель, отец троих детей. Так что, возможно, нас ожидает настоящая встреча с легендой без маски. Лыжной.
Куда интереснее на этот раз окололитературная программа, прежде всего концертная.
В противовес отсутствию именитых зарубежных литераторов, легендарных музыкантов и присных будет достаточно. К примеру, уже на второй день подряд состоятся выступления представившего Францию Себастьяна Теллье и культовой нью-йоркской певицы Литтл Энни.
Теллье, даром что участвовал в этом году в смотре европейской поп-самодеятельности, на родине числится по разряду передовиков электроники. Правда, нынче он решил отойти от экспериментов и играть ретроспективно ориентированный поп. По его словам, так он хочет остаться в памяти у предельно большого количества меломанов. Литтл Энни, напротив, генеральной линии своей не изменяла. Эта татуированная пожилая дива начинала карьеру в золотые времена нью-йоркского андеграунда и продолжает петь свои песни, совмещая элементы хип-хопа, регги и еще бог знает чего.
Получается сильно, да и легенд тех лет среди ныне живущих – раз, два и обчелся.
Особняком в программе стоит церемония вручения премии «Степной волк» за достижения в области неформатной музыки. Премию учредил Артемий Троицкий. В числе номинантов Земфира, Псой Короленко, Дельфин, Ляпис Трубецкой и другие артисты. Победители в номинациях «Концерт» и «Аудиокнига» уже известны. Ими стали Земфира за первоапрельский концерт в «Олимпийском» и Сергей Шнуров за «Москву-Петушки». Можно подумать, кто-то сомневался. Эти же артисты станут хедлайнерами церемонии. Остальных победителей учредитель определит путем совещаний со своими знакомыми, «чье мнение ему небезразлично».
Кстати, с выступлением «Ленинграда» есть одна серьезная неувязка. Дело в том, что в тот же день на другой сцене будет выступать Джон Купер Кларк. Он, как и Литтл Энни, родом из андеграунда конца 70-х — начала 80-х. Его обычно считают панком, хотя вообще-то он поэт. Репутацию легенды панк-рока он заработал, поработав с исполнителями вроде Buzzcocks и Sex Pistols. Под их музыку он читал свои стихи. Но интересно в данном случае не это. В своем самом известном стихотворении Chicken Town он умудрился столько раз употребить слово fuck и его производные, что Шнуру в пору начинать краснеть уже сейчас. Чтобы понять, о чем речь, достаточно, к примеру, посмотреть недавний кинодебют Антона Корбайна «Контроль» — первое выступление Joy Division, согласно ленте, предварялось перформансом Кларка.
Кроме музыки будет еще и кино. Среди прочего в программе ожидается своеобразное продолжение трехлетней давности проекта «Великий немой» — молодые музыканты будут живьем озвучивать немые фильмы. К примеру, группа «Радио свободного Альбемута» озвучит «Поликушку» 1919 года по Толстому, а коллектив U.R.A.N. – протазановскую «Пиковую даму». Особого внимания здесь заслуживает другой фильм Якова Протазанова – «Сорок первый». О его существовании не все помнят из-за более поздней, звуковой экранизации того же рассказа Лавренева с Олегом Стриженовым.
За музыкальное сопровождение здесь отвечает московская группа VERBA, три года назад написавшая великолепный саундтрек к фильму «Молчи, грусть, молчи» в рамках «Великого немого».
Ну и напоследок всех, кому полюбилось прошлогоднее пожирание классиков, ожидает продолжение трапезы. На этот раз повар Роман Гершуни поведает, как приготовить блюда, описанные в произведениях Шолом-Алейхема. Акция получила название «Съесть Шолом-Алейхема».
Полное расписание программы книжного фестиваля можно посмотреть на официальном сайте http://www.moscowbookfest.ru.