Это случилось. Посылая Диму Билана в Белград через два года после его участия в конкурсе в 2006 году, отборочная комиссия испытывала сомнения: никогда ранее в истории «Евровидения» исполнителю, приехавшему во второй раз, не удавалось улучшить предыдущий результат. Билан смог. И теперь, впервые за 53 года, прошедшие с основания конкурса, мы победили.
По итогам голосования 43 стран-участниц номер Билана набрал 272 очка, намного опередив занявшую второе место Украину (230 баллов) и третье место Грецию (218 баллов).
Несмотря на гигантский отрыв, победа была неочевидной: поначалу на первое место вышла Греция, Россия следовала за ней нос к носу, а Украина и другие финалисты существенно отставали. И, тем не менее, где-то на середине объявления результатов ситуация переломилась: Билан вышел вперед, а Украина обошла Грецию.
Можно дискутировать о вкладе Димы Билана в музыкальный процесс, но с точки зрения постановки его выступление на Евровидении действительно было одним из наиболее ярких. Напомним, на сцене установили небольшой каток с искусственным льдом — на нем стоял босоногий певец, рядом играл на скрипке Страдивари Эдвине Мартине, а Евгений Плюшенко выделывал фигурные пируэты. Причем зрелище это было столь же захватывающим, сколь и пугающим: непросто втроем уместиться на таком маленьком «пятачке», и, казалось, Плющенко вот-вот пройдется коньками по голым ногам Билана.
По части выдумки с билановским выступлением мог бы сравниться разве что француз Себастьян Телье — бородатый хиппи с нежным вокалом.
Всем бэк-вокалисткам приклеили искусственные окладистые бороды, а сам певец выехал на сцену на машине. Кстати, вообще-то, Телье мировая звезда: его песня звучит в «Трудностях перевода» Софии Коппола. Забавный номер показал семейный дуэт из Боснии и Герцеговины — четыре девушки в свадебных нарядах на подтанцовке и брат с сестрой — Laka и Leila, одетые в клоунском духе. На нем — тесный голубой костюм, полосатая майка и коричневые ботинки, на ней — гольфы, кеды, пышная цветастая юбка с огромным красным бантом — наряды понравились самому Жану-Полю Готье. Азербайджан ударил по Евровидению метафизикой, изобразив музыкальный диалог между ангелом и демоном. Роль демона исполнял длинноволосый рокер в коже, окруженный девицами в коротких платьях, соперник противостоял ему белыми крыльями и пронзительным сопрано. Все как обычно: зло привлекательнее, добро побеждает.
Но если и Босния, и Азербайджан попали в десятку лидеров — 8-е и 10-е место соответственно, то француза практически никто не оценил: он занял 19-е место с результатом 47 очков. И это в очередной раз доказывает, что на «Евровидении» успех зависит не только от качества исполнения, но и от несложной политики взаимоотношений между странами. Друг за друга голосуют коалициями: бывший СССР и Балтия (максимальный балл — 12 — мы получили от Эстонии, Латвии, Литвы, Украины, Белоруссии и Армении), балканский регион, Северная Европа. Причем чем больше коалиция, тем выше вероятность победы — то есть, соревнуясь с Грецией, на самом деле мы состязались с Балканским регионом, в котором после развала Югославии образовалось стран не меньше, чем выходцев из Советского Союза.
Тем временем Западной Европе на конкурсе традиционно ничего не светит, хотя страны «большой четверки» — Франция, Англия, Германия и Испания, будучи основными спонсорами «Евровидения», — по правилам конкурса автоматически попадают в финал. Но все они плетутся в хвосте, несмотря на то, что выступления, к примеру, Франции и Великобритании на общем дебютантском фоне выглядели вполне готовым качественным музыкальным продуктом.
Пока страны голосовали, на сцене играл настоящий живой оркестр Горана Бреговича, а после оглашения итогов эфир переключился на студию на Шаболовке, где музыкальная общественность — продюсеры, музыканты, журналисты, диджеи и виджеи — вместе смотрели конкурс, а по его окончании принялись обсуждать номер Билана.
И тут выяснилось, что никто не сомневался в его победе, а Борис Моисеев и вовсе стал утверждать, что предсказал оба результата: в 2006 году он лично напророчил Билану второе место, сейчас был уверен в первом.
Продюсер Доминик Джокер выразил несколько преждевременную, учитывая тот факт, что из лауреатов конкурса мало кто добивался сколько-нибудь заметного успеха, надежду на то, что к российской музыке на Западе теперь будут относиться гораздо серьезней. Половина выступавших рьяно благодарила телеканал «Россия» (именно по нему впервые шла трансляция «Евровидения»), в ажиотации крича, что это счастливый канал и все, к чему он прикасается, становится золотом (и футбол, и хоккей тоже показывала «Россия»). Все захлебывались в восторгах и поздравлениях.
И только Артемий Троицкий ввернул необходимого для баланса дегтя.
Когда ему передали микрофон, он сообщил, что в его личном рейтинге на первых местах находилась Франция и Хорватия. Когда же ведущий Антон Комолов спросил, где же в его рейтинге Россия, Троицкий уклончиво ответил: «Россия на первом месте по голосованию». Но на этом не остановился. В свойственной манере пожилой критик высказал свежую мысль, что в случае с Биланом удачно сыграла идея усилить выступление певца, который, по словам Троицкого, «так себе артист», скрипачом и фигуристом. На следующий год он предложил дополнить музыкальный номер подтанцовкой Алины Кабаевой и бэк-вокалом Анны Нетребко.
Студия начала предсказуемо возмущаться, но тут спохватился Николай Басков, исполнявший роль тамады-заводилы. «Билан победил! — крикнул тенор. — Давайте все вместе!» «Оле, оле, оле, оле!» — затянул певец, и зал подхватил вместе с ним. Победителей не судят, твердили последующие ораторы, главное — наш успех. Вы все еще сомневаетесь в Билане? Евровидение идет к вам.