Наталья Дурова скончалась. Да, да, та самая — художественный руководитель и генеральный директор знаменитого театра зверей «Уголок дедушки Дурова», лауреат Государственной и международных премий, писатель, академик Российской академии естественных наук, кавалер Ордена Трудового Красного Знамени и ордена Дружбы Народов и прочая, прочая, прочая.
В стране вряд ли найдется человек, ни разу не слышавший ни про уголок дедушки Дурова со знаменитой мышиной железной дорогой, ни про знаменитую цирковую династию. Именно продолжателем династии Наталья Юрьевна и была прежде всего, и себя вне ее не мыслила. Мир «цирковых» — особый мир и без профессиональных династий немыслим, но даже там династия Дуровых стоит особняком. Старейшая цирковая династия страны, при рассказе о которой как никогда часто приходится употреблять слово «первый».
Все началось полтора столетия назад, еще в позапрошлом веке, когда двух юных братьев из старинного дворянского рода, Владимира и Анатолия Дуровых, как считали окружающие, бес попутал.
Презрев военную карьеру, к которой их, по традиции, готовили в семье, братья влюбились в цирк, на этой почве сдружились с еще одним беззаветным любителем этого искусства – писателем Куприным, а потом и вовсе сбежали в Тверь — в бродячий цирк Ринальдо. Освоив все цирковые профессии, братья в итоге стали, наверное, самыми знаменитыми «цирковыми» страны. Они первые стали выступать под своей фамилией, а не под иностранным псевдонимом, первые начали говорить на манеже и первыми отказались от грима. Анатолий стал знаменитым клоуном, скандальным обличителем власть имущих и мастером эпатажа – как он смущал умы мирных российских обывателей своими полетами на аэроплане в компании со знаменитым борцом Заикиным или своей четверкой телохранителей – двумя сикхами в тюрбанах и двумя китайцами с ножами в косах. Старший брат, Владимир, пошел по другой стезе – дрессировщика. Не помышляя о политической сатире, не заботясь особо о рекламе, он всерьез начинает работать с животными, сотрудничает с академиком Павловым и становится основателем принципиально иного метода дрессировки, основанной на безболевой дрессуре и поощрении. Однажды братья всерьез поссорятся (Владимир начал указывать на афишах «Владимир Дуров-старший», на что оскорбленный брат ответит текстом «Анатолий Дуров I»), и после этого династия разобьется на две соперничающие ветви.
Именно Владимир и создаст прообраз сегодняшнего единственного в мире театра зверей, купив на улице Старая Божедомка дом с садом и конюшней и открыв 8 января 1912 года «Уголок Дурова».
У его правнучки, Натальи Юрьевны, как и многих цирковых детей, вопрос выбора профессии не стоял – в четыре года она впервые вышла на арену, показав зрителям результат самостоятельной дрессировки: номер с маленьким серым пони. Таким образом, ее цирковой стаж насчитывает почти семьдесят лет. В годы войны, когда ей не было и десяти, девочка выступала вместе с отцом в составе смешанных фронтовых бригад перед бойцами на передовых позициях. И вся дальнейшая ее жизнь — это цирк. Надо сказать, что все Дуровы, несмотря на профессию, отличались изрядным мужским шовинизмом и к серьезной работе с животными женщин старались не подпускать. Когда Наталья заявила, что собирается стать дрессировщицей, мужская часть фамилии резко выступила против. Поддержала ее лишь тетка, Тереза Дурова, которой первой удалось переломить эту традицию и начать работать аттракцион со слонами.
Наталья Дурова быстро доказала мужчинам, что они были неправы, а она – дрессировщик от бога.
Она первая начала работать с животными, которые ранее считались абсолютно не приручаемыми — рысь, морские котики, моржи, сивучи, морские слоны, кинкажу, носухи, цапли и многие другие. Мировую известность артистка получила после уникальных аттракционов с моржами и смешанной группой, и знаменитых номеров с морским львом Лелем. Слава ее была столь велика, что именно она, а не ее младший брат Юрий, тоже дрессировщик, в 1978 году унаследовала «Уголок Дурова», которым после смерти основателя более сорока лет руководила его дочь, Анна Владимировна Дурова-Садовская.
Несложно посчитать, что Наталья Юрьевна возглавляла этот уникальный театр почти три десятилетия. Это при ней рядом со старым особняком было выстроено современное здание театра, и «Уголок» превратился в «Страну чудес дедушки Дурова», включающую в себя Большую и Малую сцены, музей, пони-клуб и пр. Сценарии всех представлений театра она писала самостоятельно, что немудрено — еще в школе Наталья Дурова начала писать рассказы, в 1956 году окончила Литературный институт им. Горького и являлась автором около 30 книг, переведенных на 92 языка. Это без учета сценариев для ряда документальных фильмов, диафильмов и художественного фильма «Посторонним вход разрешен».
Многие считали ее странной женщиной, но ни детям, ни взрослым нельзя было не запомнить эту яркую тетю в неизменной шляпе, низким голосом требующую у какой-нибудь зверушки «Поцелуй маму, детка».
У нее и впрямь были совершенно особые отношения с животными, она совершенно искренне считала их всех своими детьми. У ее любимца — шимпанзе Яши — в паспорте так и записано: Яков Натальевич Дуров, девичья фамилия – Шимпанзе. Несмотря на «родственные отношения», ее работа с животными, как и у всех дрессировщиков, не раз могла кончиться трагически – первый раз это случилось еще в 1953 году на гастролях во Владивостоке, когда рысь Котька зацепила ноги дрессировщицы, и уже за кулисами врачи насчитали у потерявшей сознание Натальи Юрьевны 17 рваных ран.
«Многие сегодня не понимают такого риска, – рассуждала дрессировщица. – А я до сих пор остаюсь легкомысленной, как девчонка, и могу легко поделиться своим легкомыслием с каждым. Бальзак говорил, что старость – это потеря легкомыслия. А это значит, что старость мне не грозит».