Среди забытых событий истории нашей страны как минимум одно приходится на конец июля, когда из Москвы в Париж прибыло первое русское посольство. Случилось это в 1687 году. 23 июля дипломаты из далекой и еще малоизвестной на западе Европы страны достигли Версаля, роскошной резиденции «короля-солнца» Людовика XIV.
Это событие весьма важно с точки зрения истории дипломатии. Речь шла не просто о посольстве из России в крупную европейскую страну – таковые в нашей истории бывали и раньше, и позже.
То был действительно поворотный момент.
Миссия русских дипломатов, направленных правившей в Москве старшей сводной сестрой Петра I царевной Софьей, состояла в том, чтобы уговорить французов присоединиться к союзу против турок-османов, захватывавших новые и новые земли на юге и востоке Европы.
Годом ранее, в 1686 году, Россия заключила Вечный мир с Польшей и присоединилась к первому в своей истории европейскому военному союзу. Москва стала четвертой страной — участницей Священной лиги, созданной Римским папой Иннокентием XI, куда ранее вошли Священная Римская империя, прежде всего владения Габсбургов в Австрии, Венецианская республика и Речь Посполитая.
Фактически впервые в своей истории Российское государство присоединилось к большому союзу европейских стран, направленному против агрессора, угрожавшего если не всей Европе, то, по крайней мере, значительной ее части. И стала настолько активным участником этого союза, что не только направила свои войска к границам Османской империи, но и немедленно подключилась к европейской дипломатической игре.
Данному событию, надо отметить, предшествовали десятилетия войн, «горячих» и «холодных», с европейскими соседями русских царей. Долгая и кровопролитная война с Польшей за украинские и белорусские земли, начавшаяся еще в 1655 году, довела ситуацию почти до полного экономического разорения. Ни одна из противоборствовавших сил, однако, не могла добиться окончательного перевеса.
Эта бесконечная война между русскими и поляками (читай, между Востоком и Западом) нарушила, как бы мы сейчас сказали, «баланс сил» в Восточной Европе. Османская империя, воинственное исламское государство, сделавшее своей столицей старый византийский Константинополь и продолжавшее захватывать все новые и новые христианские земли, оккупировала Подолию, или территорию современной Винницкой и сопредельных областей Украины. Добавим, что под турками в те годы находились все Балканы, и Венгрия, и земли будущей Румынии, а Вена – столица австрийских Габсбургов – находилась под постоянным ударом войск султана.
Москва, конечно, тоже входила в завоевательные планы османов, стремившихся распространить власть своего «священного» государства на весь известный им мир. Еще в первой половине XVI века они предприняли попытку проникновения в Поволжье, пройдя через Дон, попробовали захватить Астрахань, но сопротивление русских войск и суровая местная зима помешали осуществиться этим планам.
Точно так же, как христианские цари мечтали освободить Балканы и Константинополь, так и турецкие султаны думали о Казани, Астрахани и всей Великой Тартарии, оказавшейся, с их точки зрения, в руках «неверных».
Так, правление Алексея Михайловича, второго царя из рода Романовых, летом 1645 года началось с мобилизации всего русского войска, готовившегося отразить поход турецкого султана на Москву. Никто не знает, чем бы тогда закончилась эта военная операция, если бы состоялась на самом деле.
К концу XVII века и у Москвы, и у ее соседей по Европе стала меняться картина мира. На месте старых распрей между христианскими конфессиями – католиками, протестантами, православными – постепенно начинает формироваться общеевропейское сознание, идентичность, построенная на понимании общих ценностей и интересов.
Священная лига, объединившая крупные католические страны и православную Московию, стала первым шагом на этом пути. Вскоре при Петре I возникнет еще один, Северный союз против гегемонии Швеции на Балтике, куда уже войдут и православная Россия, и католическая Польша, и протестантская Дания. Так постепенно формировались политическая карта и новая конфигурация сил в Европе Нового времени.
С конца XVII века, с присоединения к Священной лиге и посольства в Версаль, Россия стала неотъемлемым участником и активным игроком большой европейской дипломатии.
Не все, разумеется, было гладко на этом пути. Первая русская миссия при французском дворе оказалась не слишком удачной. Людовик XIV не видел в турках-османах большой угрозы собственным владениям, зато необходимость борьбы с агрессией этого исламского государства (организация запрещена в России) неплохо сдерживала его соседей – Венецию и Австрию. Пройдет еще лет сто или чуть больше, и западноевропейские державы, прежде всего Франция и Англия, станут едва ли не главными защитниками и спонсорами достигшей своего пика и стремительно деградировавшей Османской империи.
В июле 1687 года до этого еще далеко: в последующее столетие австрийцы освободят от турок Венгрию, поляки и украинцы – Подолию, русские – северное Причерноморье, устье Дуная и Крым. России еще только предстояло создать новую армию, петровского образца, привлечь в свои земли тысячи европейских специалистов, знаниями и умом которых не в последнюю очередь была создана та самая держава, которую мы вправе называть великой.
Россия Петра I с ее прорывом к Балтике, к бассейну Атлантического океана, где производились самые передовые идеи и делались самые крупные капиталы, Россия Екатерины II, в которой мечтал поселиться философ Вольтер и без которой, по словам екатерининского канцлера Безбородко, не могла выстрелить ни одна пушка в Европе, наконец, Россия Александра I, казаки которой триумфально вступили в Париж, освобожденный от Наполеона, пытавшегося подчинить себе остальную Европу, все еще в будущем.
Все это предмет большого труда, созидания и борьбы.
А пока, как говорят на Руси, первый блин вышел комом. Франция от участия в Священной лиге отказалась, военные походы князя Голицына в Крым провалились.
И все же главный, наверное, самый важный исторический выбор России был сделан именно тогда, при мудрой регентше Софье. На столетия вперед государство российское стало неотъемлемой частью большой Европы, вместе с другими ведущими державами строящей европейскую и мировую политику.
Что, конечно, не исключало противоречий, конфликтов и даже войн. Однако никогда, даже при большевиках, это не приводило к полному разрыву с европейскими партнерами. Так что весь мир и сегодня продолжает смотреть на нас как на одну из европейских стран, пусть и со своей спецификой. Каковой Россия, хочется верить, останется впредь.