Ничто человеческое сенаторам не чуждо. Возмущенный «гулянкой» футболистов Мамаева и Кокорина в Монако (и уже неважно, кто там из наших на самом деле гулял с французским шампанским да под российский гимн) первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич призвал пересмотреть зарплаты в российском футболе, привязав их (почему-то) к заполняемости стадиона. Поскольку, полагает он, «футболисты должны зарабатывать деньги, а не получать их».
Рисковый парень этот сенатор. Вы только представьте, что может случиться в стране, если последовать его идеям, смутно похожим на социалистические. Ведь крамольные мысли, что кто-то кое-где у нас порой «не зарабатывает, а получает», давно посещают стабильно беднеющий народ. Вот и на днях появилась петиция в сети за сокращение зарплат народных избранников — до сенаторов, видимо, просто руки пока не дошли, их заслуги народу заметны меньше.
Итак, автор петиции предлагает: «Снизить зарплаты депутатам и чиновникам! А выгоду от этого направить на развитие социальной политики и улучшение качества жизни, чтобы люди не вынуждались экономить на еде, в отличие от сытых чинов. Коррупция в стране беспросветная, это очевидно, но большинству не хочется этого понимать или как-то противостоять этому».
И переходит к конкретике из двух пунктов:
1. Снизить зарплаты (и на 100 тысяч в месяц можно прожить).
2. Принять закон, регулирующий зарплату (есть же МРОТ для «обычных людей», почему бы МРОТ для «слуг народа», порядком зажравшихся, не установить такой же).
Неравнодушные граждане оставляют под этим криком души подписи и комментарии. Самые кровожадные приводить не буду (призывать к насильственным действиям сексуального характера в СМИ парламент запретил), но в общем и целом народ вполне разделяет мысль сенатора, что расценки на труд должны быть адекватны произведенному продукту.
«Зачем 100 тыс. рублей? Пусть будут ближе к народу. 30 тыс. рублей. И тогда все убегут из Дум. Да и это многовато. Как пенсионеры, инвалиды и многодетные семьи на пенсии выживают — так и они пусть поживут. Будут тогда придумывать законы», — вносит эмоциональное предложение Галина.
Александр более рационален: «Депутаты и чиновники — это люди нашей великой страны России. И зарплата каждого из них должна быть на уровне средней зарплаты региона, который они представляют».
А что? Вполне разумно: чем лучше живет регион — тем богаче его представитель в парламенте. Правда, в наших широтах это не всегда работает. Вот по майским указам президента решили привязать зарплаты врачей и учителей к средней по региону, чтоб не ниже, — и в регионах врачей и учителей почти не осталось. Так, два-три главрача да пять директоров школ стали жить на широкую ногу, а остальные почему-то или под сокращение попали, или на двух-трех ставках пашут. С депутатами так, боюсь, не получится.
Осторожный Алексей, продолжаю я читать комментарии под петицией, менее суров: «Предлагаю не снижать! Но привязать ее в пропорции 1 к 5 или 1 к 7. И все. Захотят себе большую зарплату — придется повышать зарплату населению».
Инна за петицию проголосовала, но смотрит на жизнь трезво: «Поход во власть — поход за деньгами. Этот стереотип уже не пошатнуть у нас в стране».
Я с Инной в целом согласна, но все-таки помечтать иногда хочется. Я, например, вообще предлагаю ничего им не снижать и не отнимать, а просто обязать покрывать денежные убытки, которые их законы приносят гражданам.
Вот, например, выросли после принятия так называемого пакета Яровой — Озерова расценки на мобильную связь и интернет, и депутат с сенатором пусть хоть вещи личные продают, но обязаны каждому клиенту ежемесячно покрывать расходы на связь. Прямо так, отдельным чеком: «Здравствуйте, уважаемая Виктория, я, Ирина Яровая, признавая свою ответственность за ухудшение вашего материального положения, перечисляю вам энную сумму. Всегда ваша. Число, подпись».
И обратно: если благодаря повальной прослушке попался-таки в сети террорист, государство перечисляет на счета Яровой — Озерова заслуженную щедрую премию. Ведь это благодаря их закону граждане остались в живых, а само государство сэкономило на похоронных компенсациях, восстановительных работах и пиаре безопасности, о которой депутаты так пекутся.
А то как-то немного странно звучат сегодня оправдания авторов. Сенатор Озеров, например, заявил, что «если операторы объективно докажут, что пользователям сотовой связи и интернета грозит значительное, в несколько раз, повышение тарифов, то Совет Федерации вновь вернется к этой норме закона и в случае необходимости внесет в нее изменения».
Даже как-то неудобно спрашивать взрослого солидного человека: а почему вы, когда законопроект писали, расчетов не делали?
Просто в конце задачника ответ нашли или кто-то подсказал? Или, может, просто у Яровой из параллельного класса списали?
Так она и сама задачку, судя по всему, не решала. И вообще говорит сегодня, что «в законе нет нормы о хранении информации, он не определяет объемы и сроки, эта задача стоит перед правительством». То есть переводит стрелки на смежников. Если что, это подчиненные Дмитрия Медведева будут вынуждены оправдываться, почему то, что вчера стоило 300 руб. в месяц, завтра будет стоить 1 тыс. руб. А депутат полетела себе дальше пыльцу собирать для нового законопроекта…
Ее коллеги по Думе, правда, говорят, что очень уж она хитрая и что все прекрасно понимала. Что для любого законопроекта, требующего хотя бы копейки из бюджета, нужно финансовое обоснование, без которого документ зарежут в правительстве. А потому в пакете Озерова — Яровой было прописано, что все траты операторы будут нести сами. А с кого они эти деньги возьмут, Яровая не в курсе, это пусть в правительстве решают.
В четверг операторы связи, поняв, что президент вето на законопроект не наложит, пошли к власти на поклон. Предложив государству обложить их новым налогом, но только не заставлять строить все эти гигантские хранилища, где специально обученные люди будут сутками напролет просматривать наших сетевых котиков, любовные признания и рецепты борща.
Их можно понять. Отдать кошелек лучше, чем жизнь.
Но в итоге заплатим за это законотворчество все равно мы: и за новые налоги, и за строительство хранилищ инфоданных, кто бы их ни строил.
Как уже в той или иной степени платим за наших футболистов, доходам которых завидуют даже сенаторы, и за Олимпиаду, и за Крым, и за все, что случилось после Крыма.
Кстати, как рассказывают сведущие люди, когда благодаря слаженной работе всех ветвей власти по присоединению Крыма и дальнейшей защите наших рубежей рубль совсем упал, встал вопрос, что делать с зарплатами футболистов, которые зафиксированы в у.е. не только у иностранцев, но и у наших. Тогда это было колоссальным ударом по бюджетам команд, грозило коллапсом всей футбольной лиги.
Но сказать футболистам «денег нет» и «вы там держитесь» ответственных не нашлось. Зарплаты не только не снизились, но в рублевом исчислении значительно выросли. Что, как мы уже знаем, достойно выступить на Евро нашим спортсменам не помогло.
Да и вице-премьер России Игорь Шувалов, призывавший полтора года назад «выдержать любые лишения», которые будут внутри страны: меньше потреблять продуктов, меньше электричества, я не знаю, еще какие-то вещи, к которым мы все привыкли», — сегодня, судя по активным операциям с недвижимостью, не сильно материально страдает.
Собственно, в сети уже и анекдот в тему появился: «Однажды Мамаев и Кокорин взяли шампусика и давай гонять на гелендвагенах наперегонки с лейтенантами ФСБ. И никто им не мешал: они катались по квартире вице-премьера Шувалова».
Так неужели кто-то верит, что депутаты и чиновники могут всерьез привязать свои зарплаты к средним по стране? Притом что за последние два года средняя зарплата россиян снижалась ударными темпами. Главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников сообщал, что оплата труда россиян «упала ниже $450 в месяц, что ниже уровня Китая, Польши, Сербии и Румынии».
При таком подходе им скоро и на отечественное шампанское не хватит, не то что на гелендвагены и квартиры в центре.