Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Он говорил

Он говорил: «Человек... довольно беспомощное существо и может немногое. Но если что-то может, то только свобода может ему помочь... Вообще, даже свободные могут немногое, а рабы уж совсем ничего не могут».

Он говорил: «Человек не может выскочить из мира, но на край мира он может себя поставить».

Он говорил: «Природа не делает людей, люди делают себя сами».

Мераб Мамардашвили родился 85 лет назад, 15 сентября 1930 года, в Гори. Уже по месту и времени рождения должен был стать ярым сталинистом. Но не стал.

Если вы заметили, в последнее время россияне, желающие разобраться в причинах сегодняшнего состояния России и ее обитателей, все чаще обращаются к важным фигурам советской культуры — от Мераба Мамардашвили и Юрия Трифонова до Сергея Довлатова и Василия Аксенова. Надеюсь, наступит время, когда способные что-либо обсуждать будут говорить не о православных громилах выставок и барельефов, а о Сергее Аверинцеве и Владимире Бибихине. О Павле Флоренском и Алексее Лосеве.

Такое обращение неслучайно.

Мутное время в России буквально на глазах становится смутным.

Человеку свойственно искать объяснения этому триумфальному нарастающему торжеству слепой темной силы. Именно слепой и темной. Причем эти объяснения нам очень важно находить в прошлом. Нас немного успокаивает мысль, что такое уже было. Раз это с нами не первый раз, значит, не так страшно.

Эти люди (Мамардашвили и Трифонов) во многом объяснили нас за нас. Показали (Довлатов, Аксенов, а еще, например, незаслуженно забытые Владимир Тендряков и Владимир Кормер) нас нынешних. Объяснили конформизм интеллигентов и «простоту хуже воровства» простолюдинов. Бесчеловечное государство и расчеловеченное общество.

Дети сталинских репрессий и Великой Отечественной войны вообще оказались едва ли не самым свободным советским поколением — последний по времени (пока) большой русский философ Мераб Мамардашвили, один из создателей российской социологии Юрий Левада, Михаил Горбачев и Борис Ельцин, литературовед Юрий Карякин, главные поэты-шестидесятники, за исключением Булата Окуджавы, были рождены в самом начале 1930-х. Получили короткий исторический шанс в хрущевскую оттепель. Подготовили перестройку, очередную неудачную, но оставляющую нам хоть какую-то надежду на возможность иной участи, попытку России вырваться из мышеловки добровольного рабства.

Теперь их опыт — это наше знание о себе. Впрочем, Мамардашвили исследовал не советского человека, не античного или средневекового, а возможность-быть-человеком как таковую.

Советская власть оперировала «ширнармассами». Люди для нее были исключительно колесиками и винтиками единого государственного механизма, строящего царство высшей справедливости на земле. Кровь — безотказной смазкой этого механизма. Каждый отдельный человек никакой ценности не представлял. Кто считал, сколько там колесиков скатилось в пропасть, сколько винтиков слетело с резьбы на строительном объекте под названием «Коммунизм». Но находились люди, которые были готовы усилием воли и мысли поместить себя «на край мира», в зону независимости. Отделиться от толпы. Посмотреть на себя и на саму эту толпу со стороны.

Он говорил:

«Независимость нам нужна и для того, чтобы себя увидеть».

Эта способность перестать быть массой, отделиться, почувствовать и помыслить свою автономию, стоять вертикально к горизонтальному потоку быстротекущей жизни и есть свобода. Свобода как ответственность за себя и мир. Не «все так делают, поэтому и я так делаю», не «все за царя, поэтому и я за царя», не «все виноваты, поэтому я не виноват», а есть только я и все остальное. И от меня зависит, как я буду к этому остальному относиться. И к себе. Кого любить, кого ненавидеть, или вовсе не впускать ненависть в свою жизнь.

Человек начинается с этой автономии. Со свободы выбора, в которой — он говорил — всегда важна не только возможность выбирать из разных вариантов, но и непредсказуемость выбора.

Россияне в массе своей не хотят выбирать. Перепоручают свою жизнь и судьбу начальству, наделяя его мистическими свойствами всевластия. Людям вообще свойственно прятаться за спину тирана и (или) безликой толпы, часто оказывающейся еще большим коллективным тираном. Собственно, право голоса — не только право выбирать, но и буквальное право говорить, проговаривать этот свой выбор.

Лучшими временами в России всегда были те, когда после очередной исторической катастрофы, или переворота, или проигранной войны государство оказывалось «слабым». Какое-то время зализывало раны, не лезло к нам в тарелку, кошелек и постель. Люди были предоставлены самим себе.

И все-таки вынуждены были отвечать за себя: просто потому, что больше некому.

Нам сейчас очень важно иметь не просто моральных авторитетов, но людей, способных смотреть на происходящее одновременно изнутри и отстраненно, с краю. Наблюдать весь пейзаж и анализировать, почему мы вновь и вновь воспроизводим одни и те же политические ошибки. Впадаем в одни и те же политические искушения — например, в имперское и великодержавное.

Мы с вами, похоже, в очередной раз в своей истории дружно шагаем в пропасть под дудочку очередного крысолова. Чтобы потом не было охов и ахов, стонов и всхлипов, как же, мол, так, такая великая держава, и вот опять «внезапно» обвалилась или прогнила насквозь, и вот опять надо все начинать с нуля — нам очень важен опыт тех, кто сумел реализовать в своей жизни эту возможность-быть-человеком. И сделать такое усилие самим.

Бесчеловечность сегодняшней России проявляется не только во всем заметной бытовой агрессии. Не только в замешанной на ненависти к другим, а не на взаимном уважении, казенной версии патриотизма. Не только в безнаказанных политических убийствах или погромах произведений искусства.

Эта бесчеловечность — в острой нехватке «отдельно стоящих» людей.

Не ходящих строем. Не поющих хором. Не верящих государству на слово.

Он говорил: «В философии свободой называется внутренняя необходимость. Необходимость самого себя». Он говорил: «Философия — это сознание вслух».

Мы живем в полуобморочном состоянии. Мы опять не можем прийти в сознание. Помогут нам только те чудаки, которые тратят свою единственную жизнь не на власть и собственность, а на то, чтобы что-то понять про себя и про мир. Люди меньшинства. Они могут немного. Но они свободны. А рабы, которых всегда большинство, подавляющее и подавляемое одновременно, не могут ничего.

Все, что остается, — прожить свою жизнь так, чтобы кто-нибудь когда-нибудь написал, сказал или хотя бы подумал лично про тебя: «Он говорил...».

Новости и материалы
Убийство сотрудника МАДИ переквалифицировали в теракт, в нем обвиняется боец ММА
Российский боец рассказал об ожесточенных боях в Часовом Яре
В партии Эрдогана заявили, что не считают ХТШ террористической организацией
Рогов сообщил о зачистке котла ВСУ у Курахово
В небе над Петербургом зафиксированы столбы света
Американский профессор рассказал, как один звонок может завершить конфликт на Украине
У каждого восьмого россиянина есть родственники, нуждающиеся в долговременном уходе
В России назвали средний размер пособия по больничному в 2025 году
Назван дешевый способ борьбы с дронами
Ученые обнаружили на Мальорке древнейшего предка млекопитающих
Российский посол заявил, что Бразилия планирует «сжать» повестку БРИКС
Немецкие врачи не подтвердили подозрение на отравление матери Кара-Мурзы
Глава комиссии Госсовета Никитин назвал цены на авиабилеты не семейноцентричными
Стало известно, куда иностранцы едут отмечать Новый год в России
Ученые нашли древнее «инопланетное» растение, не похожее ни на один известный вид
Илон Маск назвал британское информагентство «проплаченной пропагандой»
Володин выступит на заключительном заседании осенней сессии Госдумы
Россия нанесла удар по месту дислокации ВСУ в пригороде Сум
Все новости