В советское время Новый год действительно дарил чудеса. Первым чудом был новогодний стол: в вечно недоедающей стране на новогоднее застолье мобилизовались ресурсы нескольких домохозяйств, и появлялись мандарины, шпроты, салат с горошком, заливное, шоколадные конфеты и, конечно же, шампанское. Вторым чудом являлось новогоднее телевидение. Целый год советский телевизор показывал малоинтересную ерунду, а 31 декабря выплескивал на ошарашенного человека все самое новое: концерты, мультфильмы, премьеру кино, тележурналы мод, а рано утром 1 января — «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Советский человек ждал Нового года как настоящего чуда.
А сегодняшнему россиянину ждать по телевизору нечего. Наше телевидение украло у народа самое важное — ожидание новогоднего чуда.
Год от года новогодний эфир становится в России все скуднее. И вот он наконец иссяк. Мне кажется, мы отметили первый за несколько десятков лет Новый год, когда по телевизору смотреть было нечего. Не-че-го!
30 декабря нам приготовили обычный телеэфир. Каналы продолжили транслировать привычные всем сериалы, шоу и советские фильмы. Весь день тянулось липкое месиво из «Уральских пельменей», Comedy Club и фильма «Вечный зов». Оставшееся эфирное время заняли ординарные телесериалы: «Тайны следствия», «Сваты», «Воронины», «След».
Посреди всего этого безобразия очень импозантно смотрелся предновогодний эфир, прости господи, телеканала НТВ — там хоть какие-то новые передачи показывали. Например, двухчасовое расследование гибели Григория Распутина, из которого мы узнали, что убиенный страдал энурезом. А за Распутиным грянула «Международная пилорама», и надо признать, что на фоне безрыбья Тигран Кеосаян с плоскошуточным юмором пошел на ура. Как и сменившая его Анастасия Заворотнюк с «Киношоу», где Михаил Полицеймако изобразил Зосю из «Девчат» с похмельем и отрыжкой. Кеосаян и Заворотнюк, которая не сходила с экрана почти все предновогодние сутки, стали безусловным воплощением той самой русской poshlost', смысл которой не мог перевести иностранцам даже Набоков.
Телеканал «Россия 24» почему-то решил, что в новогодний вечер россиянам больше всего захочется узнать про сына Александра Лукашенко. Маленький Коля рассказал нам, что учится в обычной средней школе, играет на рояле, выращивает кроликов и совсем не хочет стать следующим президентом Белоруссии. После сюжета о Коле Лукашенко последовал документальный фильм про Севморпуть. Я силилась представить себе целевую аудиторию этих праздничных передач. Силилась, но не смогла.
В новогодний день, как и накануне, новостные выпуски проходили под сенью грандиозного события: Дональд Трамп в своем твите назвал Владимира Путина умным человеком.
Судя по всему, это высказывание Трампа стало в минувшем году самой важной российской победой на международной арене. Надо же, Трамп похвалил Путина!
Неудивительно, что за зрительское внимание 31 декабря боролись «Культура» с конкурсом юных талантов и передачи о Валааме на телеканале «Спас». Третьим конкурентом был НТВ: там показывали сравнительно новые фильмы «Аргентина» и «Самый лучший день», специальные выпуски традиционных программ. Правда, в новогодней «Своей игре» вместо привычных знатоков оказались вдруг Джон Уоррен и Тигран Кеосаян, которых сменила Анастасия Заворотнюк. А потом пошли звезды... Вайкуле, Лещенко, Орбакайте... На минуту привел всех в чувства Сергей Шнуров, выскочивший на сцену сразу после Надежды Кадышевой, а потом, уже на Первом, спевший и «В Питере пить...», и «В охренительных штанах».
Некоторая передышка в параде звезд случилась, пока по НТВ проворачивали невероятный трюк. В новогоднюю ночь телеканал запустил трансляцию лотереи с джекпотом в миллиард рублей. Целый миллиард, правда, никто не получил. Зато сразу после розыгрыша лото пошел «Живой Новый год», где якобы обычные люди с якобы новогоднего застолья якобы дозванивались в якобы прямой эфир. Оказалось, что ведущие о результатах только что завершившегося розыгрыша не знали и были уверены, что миллиард таки достался какому-то счастливчику.
После миллиарда, который никто не получил, все, как говорится, завертелось, и дальнейшие три дня помнятся смутно. Привычные с детства звезды кочевали с канала на канал. На Первом и НТВ они просто под свет бенгальских огней пели свои старые песни — денег на новогоднюю драматургию, видимо, не хватило. Телеканал «Россия» на сценаристах не экономил и даже подготовил кое-какие номера: так, Лолита Милявская спела про нефть, а Юрий Стоянов исполнил пародию на Дональда Трампа. Воплотил, так сказать, мечту в жизнь. Пока официоз заливался восторгом от одного лишь упоминания Путина реальным Трампом, Трамп виртуальный услужливо ехал в Москву поздравлять Владимира Путина с Новым годом.
«Россия 1» мечтала о приезде Трампа и о том, как Владимир Путин неожиданно Трампу позвонит и как Трамп испугается. Пятый канал мечтал о прошлом. Почти сутки он показывал цикл передач о советской юности, молодости, о советском Новом годе: все те же звезды, что крутились с песнями по другим каналам, на Пятом с придыханием вспоминали, как уставали на «картошке», пили по подвалам и давились в очередях за зеленым горошком. Чуть менее агрессивно мечтал о советской стабильности Леонид Каневский в новогодней передаче «Следствие вели...» на НТВ. Он даже поставил под сомнение миф о том, что колбаса за 2.20 была вкуснее и полезнее нынешней. Александр Ширвиндт и вовсе напомнил, как к Новому году на советские прилавки выбрасывали головы осетров. И недоуменно спросил: кто же ел тогда самих осетров?
Собственно, Александр Ширвиндт с головизной был самым смелым участником новогодней феерии. И самым приближенным к реальности. Остальные воплощали реальность выдуманную. Киркоров парил над новогодним столом в костюме то павлина, то Фили. Человек без амплуа — он просто был везде главный. В роли Степаши отметился вездесущий Николай Басков.
Образы женских секс-символов уже третий десяток лет удерживают Алла Пугачева, Лариса Долина и Маша Распутина. А вот главный ловелас — Валерий Леонтьев. Главный лирик по-прежнему Юрий Антонов. Главный романтик — Иосиф Кобзон. Главная романтическая песня — «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Главные юмористы — Евгений Петросян, Елена Степаненко и Владимир Винокур с театром пародий, в котором третьесортные артисты пародируют второсортных. Главная тема юмористов — мужья Аллы Пугачевой. У самих мужей Аллы Борисовны это тоже главная тема. Три дня не сходил с экранов квартет Пугачева — Галкин — Киркоров — Орбакайте с их раскидистым генеалогическим древом. Основные шутки — семейные.
Самым ярким событием праздничного эфира стала премьера двух серий нового «Шерлока» по Первому.
И на этом праздничный эфир закончен. Вплоть до 9 января телезрителей ждут «Битва экстрасенсов», Игорь Прокопенко с многосерийными разоблачениями, бесконечный сериал «След», «Уральские пельмени», смесь старых фильмов, надоевших мультиков и биографических передач. Разнообразит эфир лишь рождественское включение из храма Христа Спасителя да телеканал «Спас» с его передачами о сибирских монастырях, московских книгоиздателях и мотобратии паломников.
Ни один новый фильм, ни одно новое лицо в эфир не проскочит. Роли давно распределены. Попавших в обойму артистов выбивает из колеи только смерть. Да и та не всегда справляется.
За двадцать с лишним лет на сцене появились единицы кумиров. Потеснить жителей эстрадного олимпа смогли разве что Максим Галкин (признан в РФ иностранным агентом) с Николаем Басковым. Все остальные, как ни крутились, до статуса суперзвезд дотянуться не смогли.
Но ведь были, были у нас годы, когда новые лица на эстраде появлялись едва ли не каждый день! И они становились суперзвездами. Непонятно, в какой момент супермест для суперзвезд стало не хватать. Неужели телезритель неожиданно повернулся спиной к новому и, топнув в сердцах, капризно закричал: «Хочу, чтобы все было как при бабушке»?
Год за годом телевидение все больше отстает от реальности. Общество, несмотря на пресс сверху, развивается. Его интересы, знания, хобби усложняются. А телевидение не просто деэволюционирует до состояния инфузории туфельки — оно тупеет.
Все, что мы увидели в эти дни по телевизору, кратко можно описать как беспомощность: финансовая, управленческая, креативная. Нет денег снимать хорошие проекты. Нет квалификации добыть эти деньги. А если добыл, нет таланта потратить их на что-нибудь стоящее.
Это порождает замкнутый круг: людям из года в год предлагают все более примитивное телевидение, укомплектованное звездами двадцатилетнего разлива. В итоге они никого, кроме этих звезд, не знают и называют Филиппа Киркорова с Аллой Пугачевой музыкантами года.
Телевизионные менеджеры, изучив результаты соцопросов, делают ошибочный вывод, будто зрители ничего нового не только не знают, но и не хотят знать. И подсовывают им следующую порцию старого, проверенного и, главное, дешевого зрелища.
С каждым годом на нашем телевидении все меньше новых имен, меньше новых фильмов и новых проектов. Даже если и запускается новая передача, она всегда — о старом. Либо со старыми участниками. Примитивизация телевидения привела к сегодняшнему горькому результату — у людей отняли Новый год. Именно так. Зрителей обманули. Праздника не было. Вместо праздника телевизор подсунул им давно приевшееся шоу в формате «суперэконом». Даже КВН 1 января показали старый! Развлечение отдыхающих отныне — дело рук самих отдыхающих.