Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Кинотеатр повторного фильма

О том, как Марлен Хуциев спустя полвека показывает нас сегодняшних

Журнал «Искусство кино» совместно с «Мосфильмом» запустили в повторный прокат «Июльский дождь» (1967) Марлена Хуциева – один из самых главных советских фильмов, по преимуществу без слов описывавший настроения городского среднего класса. Рассказывавший о том, как, едва сформировавшись, новый горожанин-интеллигент потерял точку опоры. Сложность киноязыка не позволила счесть эту картину антисоветской, а риск был: такими, как у Хуциева, средствами западные классики кинематографа обычно описывали тупики буржуазного сознания.

Фильм снят в 1966 году (хотя по некоторым документальным московским кадрам, например, с афишей концерта Жака Бреля или празднованием Дня Победы на площади Свердлова, видно, что фрагменты снимались в 1965-м), в прокат вышел в 1967-м. На экране самая стильная эра из всех советских эпох – в черно-белом исполнении почти ничем не отличающаяся от Запада, таково уж универсальное свойство городских 1960-х. И что-то неуловимо объединяет то время с сегодняшним днем. Картина длинная, есть время подумать и понять, что именно: отсутствие и у того, и у сегодняшнего времени цели. Утрата опоры.

За несколько лет до «Июльского дождя» партия торжественно провозгласила: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». А еще раньше, в дни XX съезда тем, кто на экране, было вокруг 20 лет – как прекрасно в этом возрасте стать свидетелем тектонических перемен, поверить в разрушение преград для счастливого будущего: в начале 1960-х полет Гагарина срифмуется с выносом Сталина из мавзолея.

В 1964-м тот же Хуциев закончил работу над фильмом «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»), где есть и цель, и опора для поколения – романтика революции, очищение ее от сталинских наслоений, грязи и крови, возвращение к корням, которые дают прорасти будущему. Но в мае 1965-го отмечается то самое двадцатилетие Победы, показанное в «Июльском дожде» как передача эстафеты от поколения к поколению, и в своей речи Брежнев упоминает Сталина – раздаются продолжительные аплодисменты.

Финальная сцена с Днем Победы не спасает от депрессии. «Июльский дождь»: ни цели, ни опоры, ни смысла. Преддверие застоя. Исчезновение надежд, показанное как смерть любви двух героев Лены и Володи (Евгения Уралова и Александр Белявский): социальное и даже политическое всегда прятали в лирических историях.

Даже со старой Москвой прощается в фильме Хуциев – как раз в это время достраивался Калининский проспект и город становился другим. Конец эпохи – во всех смыслах.

Было бы как-то смешно 30-летним героям фильма искать опору в романтике революции. Ну, какая романтика у взрослых людей, которые уже не верили в игрушки всесоюзного начальства с его последним революционером, «косматым Фиделем»: ироническая песенка тех лет посылала его куда подальше и предлагала «забрать свой сахар». Они не могут опереться на романтику революции. Зато в самом конце фильма Хуциев предлагает эту новую опору: документальная камера запечатлевает ветеранов, отмечающих День Победы. А затем – лица совсем молодых людей, родившихся сразу после войны, – наследников ветеранов. Они моложе Лены и Саши минимум лет на десять, и у них все впереди…

После опустошения главных героев – вот он, единственный костыль. И здесь настроение Лены, казалось бы, так похожей на антониониевских Витторию из «Затмения» и Джулиану из «Красной пустыни», вдруг оптимистически совпадает с настроением начальства: именно тогда Брежнев нашел то волшебное средство, которое позволит ему легитимировать самого себя в течение долгих лет, – священную память о войне.

Герои «Июльского дождя» приезжают «к морю в несезон», как сказал почти в те же годы поэт, чтобы констатировать смерть любви. Но одновременно подписывают приговор эпохе надежд – не на коммунизм же надеяться, который совсем скоро, в 1968-м, отодвинется в неопределенное будущее, потому что танками будет подавлен «социализм с человеческим лицом». И уже за пределами фильма герои, вероятно, станут метаться в узком коридоре предсказуемой жизненной траектории.

Хуциев в кино описал утрату опоры. А сегодня само отечественное кино с его «содержанками» и квазипатриотическими блокбастерами – выражение утраты смысла. И в этом уже отличие 1960-х от 2020-х: тогда – рефлексия, сейчас – отказ от рефлексии как принцип.

Своего рода продолжением «Июльского дождя» стал фильм 1971 года Ларисы Шепитько «Ты и я». Вот там Катя и Петр (Алла Демидова и Леонид Дьячков), благополучные городские интеллигенты, вступившие в эпоху застоя, совсем уже теряют себя. Главный герой пытается нащупать опору не в революции, войне и коммунизме, а в поведении на ледовой площадке кумира тех лет (впрочем, тоже сходящего уже со сцены) хоккеиста Анатолия Фирсова.

И в «Июльском дожде», и в «Ты и я» чуть на втором, но наиважнейшем плане, маячит Юрий Визбор со своими героями. Вроде бы тоже благополучными. Но у одного за плечами война, а значит, опора, у другого – тоже опора, в виде науки. Но какая-то все равно не убедительная.

Визбор – положительный или почти положительный герой на сломе эпох. Когда он снимался в «Ты и я», ему не было и сорока, а выглядел – вполне в тональности фильма – на все 50. И как раз в свои 50 Визбор потом умрет. Уйдет из жизни в конце 1970-х Шепитько. Геннадий Шпаликов, автор сценария «Ты и я», пожалуй, последней его сколько-нибудь связной вещи, спустя три года повесится.

Нет, не обрести Лене и Володе из «Июльского дождя» опору. Нет ее и не будет.

Страна качала самотлорскую нефть, вводила танки. Диссиденты, возможно, соседи Володи по комнате в НИИ, все активнее выходили на площади и получали сроки за антисоветскую агитацию и клевету на строй. Володя защитил кандидатскую, затем докторскую, Лена, может быть, и обрела новую любовь с человеком, которому она вернула позаимствованную в июльский дождь непромокаемую куртку, а может быть, и нет, да и куртку не вернула.

Потом страна мирилась с Америкой, пила пепси-колу, курила вирджинский табак «Союз-Аполлон» и все-таки сорвалась окончательно – в декабре 1979-го ввела войска в Афганистан. Это – дата начала неизбежного развала СССР, тогда еще лишь отчасти экономического, по большей части – морального. Империя впала в продолжительную кому с кошмарными видениями. И пятилеткой похорон вождей, исполненную с опережением графика – за три года, с 1982-го по 1985-й.

В перестройку Лене и Володе, Кате и Петру было бы за пятьдесят. Если бы они дожили до этого возраста, не спились, не покончили с собой.

Наше время тоже ищет опору. Единственный клей нации, в отличие от выдуманных «традиционных ценностей», – это война. Но полвека назад эта память не была до такой степени пластмассовой и триумфальной, все-таки военное поколение еще находилось на пике активности. Спустя некоторое время конвенция с руководством страны по поводу войны все еще соблюдалась, но в 1970-е память заметным образом превращалась из живой в плакатную, с постепенным возвращением на плакат генералиссимуса. Сознание стало двойным, в том числе и в воспоминаниях о войне – официальных и частных. Что лишь усугубляло разочарование, которое становилось массовым – как у Константина Симонова с его «слишком много друзей не докличется повидавшее смерть поколение, и обратно не все увеличится в нашем горем испытанном зрении». Стихотворение было написано в 1941-м – первое разочарование в Сталине. Но не как лирическое (якобы послание к женщине), а как политическое поэт решился публиковать его только годы спустя.

«Июльский дождь» я рекомендую своим студентам смотреть в рамках курса «Археология гражданского (само)сознания, 1950-1980-е». Потому что «Июльский дождь» – это о том, как пробудившееся гражданское самосознание в силу внешних политических обстоятельств и внутренних кризисов снова начало погружаться в анабиоз во второй половине 1960-х.

Где читаю курс – не скажу. Потому что тогда – в соответствии с новым мракобесным законом о просветительской деятельности – просмотр сегодняшней молодежью «Июльского дождя» придется согласовывать с высокими руководящими инстанциями. И повторится сюжет «ограниченного проката» фильма Хуциева после первого выхода на экраны: в истории об отсутствии нравственной опоры и какого-либо целеполагания в обстоятельствах политических заморозков молодые люди могут увидеть себя сегодняшних. Легкий скрежет притормаживаемого времени слышен в «Июльском дожде» – то же торможение ощутимо и сегодня.

И не случайно последние классики – Андрей Смирнов и Андрон Кончаловский – свои недавние фильмы сделали черно-белыми, как «Июльский дождь»: так лучше видны сама история и неизбежные исторические аллюзии.

Просвещение загоняют в подполье и катакомбы. Но совершенно неожиданно «Июльский дождь» – самим фактом своего существования – врывается на черный рынок просвещения. Просветительских сведений не о вчерашнем дне, а о сегодняшнем. Ведь вся наша жизнь – это кинотеатр повторного фильма.

Новости и материалы
Эксперт раскрыл цель визита главы ЦРУ на Украину
Двое детей отравились угарным газом в Нижегородской области
Пассажира и пилотов найденного на Камчатке самолета доставили в больницу
В Германии арестовали подозреваемого в наезде на посетителей ярмарки
В IIHF отреагировали на слухи о требовании вернуть Россию на МЧМ
На Западе рассказали о «знакомой» головоломке для ЕС и США из-за Сирии
Зеленского предупредили, что у него осталось «мало вариантов и надежных союзников»
Юрист напомнила россиянам, где нельзя запускать фейерверки
По делу Тимура Иванова арестованы несколько ретроавтомобилей и два ретромотоцикла
«Ему сделали подарок»: Фьюри о поражении от Усика
По факту крушения Ан-2 на Камчатке возбудили уголовное дело
В Херсонской области рассказали о «неправильном пути» Украины
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot было уничтожено в ходе СВО
Все новости