Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Ложкой-загребушкой по лбу

В 1974 году в диссидентском сборнике «Из-под глыб» вышла статья под названием «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни». Статья была написана человеком, который сохранял в то время разве что жизнь и свободу, да и то ждал ареста — это был Александр Солженицын.

Когда читаешь, как к самоограничению призывал человек, отказавшийся от стандартной советской карьеры и даже просто от личной безопасности ради того, чтобы жить по совести, веришь ему. Можно, конечно, с ним не соглашаться, но слова у него не расходились с делами. Он рассуждал о том, что человечество просто не может дальше бездумно наращивать потребление, что необходимо самим себя ограничивать, и постарался сформулировать эту задачу применительно к России. Он писал: «Мы с большой охотой порываемся ограничить других, тем только и заняты все политики, но сегодня высмеян будет тот, кто предложит партии или государству ограничить себя — при отсутствии вынуждающей силы, по одному этическому зову».

Сегодня похожие слова тоже звучат — но в совершенно ином контексте. Председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин недавно заявил: «Нам нужно перестать гнаться за западным стандартом потребления... Нам нужно научиться умеренности, самоограничению, достаточности в потреблении, умению довольствоваться малым. Русский человек всегда понимал, где разумный предел потребления, и, понимая этот предел, был счастлив». Все это, понятное дело, прозвучало в связи с введением санкций со стороны Запада и пищевых контрсанкций России.

В интервью «Эху Москвы» о. Всеволода спросили: а как все это сочетается с той роскошью, которая окружает церковных иерархов? Он ответил, что самим иерархам ничего не принадлежит, все церковное, и «в этом как раз есть один из элементов церковного предания, церковной традиции, от которой мы отказываться не собираемся… Эти люди гораздо более нравственны, чем вы, если у вас есть даже маленькая, скромная своя квартира». А дорогое имущество им «нужно для того, чтобы подчеркивать роль, престиж, если хотите власть, как государства, так и религиозной общины».

Здесь стоит отметить несколько вещей.

Во-первых, сам общественный интерес к таким вопросам. Раньше, приглашая священника на радио, его спрашивали: какой сегодня праздник, как его принято отмечать, как проводить наступающий пост и т.д. Словом, интересовались: батюшка, какими вы хотите нас видеть? Сегодня спрашивают: а какие вы на самом деле, как вы живете и почему именно так?

Разговор о святых идеалах сменяется беседой о вещах сугубо конкретных и земных.

Во-вторых, при всем сходстве между тем, как о самоограничении говорят Солженицын и Чаплин, разителен контраст контекстов. В одном случае речь идет именно о само-ограничении, о задаче на будущее. Солженицын не выделяет никакой особой категории, к которой все сказанное неприменимо, и начинает с себя. В другом случае от имени церкви приветствуются вынужденные политические меры, которые якобы совпадают с извечными устремлениями русского человека, просто случай поговорить об этом представился только сейчас.

Иногда наши слова и в особенности наши поступки убеждают других людей совсем не в том, в чем нам хотелось бы их убедить.

Это знает любой родитель: ребенок подражает примеру родителей, который нередко противоречит их же наставлениям. И юноша, обдумывающий житье, может сделать из слов о. Всеволода такой вывод: хочешь роскошной жизни — делай церковную карьеру, тогда самоограничение тебя не коснется. О. Всеволод такого, безусловно, не говорил, но ведь юноши с подобным устроением ума, увы, существуют. И я не знаю, какова их доля среди тех, кто поступает сегодня в семинарии, и что мы увидим, когда именно их поколение станет определять церковную жизнь России.

Но я бы хотел поговорить о чем-то еще более важном. Насколько верно говорить, что роскошь, окружающая иерархов, — часть церковного предания? Это, безусловно, правда, но это еще не вся правда.

Православное предание полно самых разных тенденций, порой прямо-таки противоположных.

Вот только маленький пример: Великим постом увеличивается число и продолжительность церковных служб, и в это же время читается в храмах житие Св. Марии Египетской, которая вообще ни на какие службы не ходила, а жила в полном одиночестве в пустыне. Оказывается, и так тоже можно.

Что касается роскоши церковных облачений и епископских чертогов и колесниц, это одна из самых давних традиций, в самом деле. Но ей не следовали ни Христос, ни апостолы, ни многие святые последующих веков, проводившие жизнь более чем скромно. В этом году отмечается 700-летие, наверное, самого известного русского святого, с которым связана вся история нашего монашества, — преподобного Сергия Радонежского. И в каждой посвященной ему книге обязательно будет рассказано, как он, настоятель монастыря, уже знаменитый по всей Руси, носил самые «худые ризы» и как приходящие в монастырь порой отказывались верить, что оборванный старик, копающийся в монастырском огороде, и есть игумен.

Историк В.О. Ключевский говорил об этом на одном торжественном собрании в 1892 году: «В монастыре все было бедно и скудно… в самой ограде монастыря первобытный лес шумел над кельями и осенью обсыпал их кровли палыми листьями и иглами; вокруг церкви торчали свежие пни и валялись неубранные стволы срубленных деревьев; в деревянной церковке за недостатком свеч пахло лучиной; в обиходе братии столько же недостатков, сколько заплат на сермяжной ряске игумена; чего ни хватись, всего нет, по выражению жизнеописателя; случалось, вся братия по целым дням сидела чуть не без куска хлеба. Но все дружны между собой и приветливы к пришельцам, во всем следы порядка и размышления, каждый делает свое дело, каждый работает с молитвой».

Именно эта монашеская обитель стала школой русского монашества на последующие века. А вот выросшей на том самом месте лавре с позолоченными куполами предстояло всего через четверть века после речи Ключевского пережить революцию.

Когда весной 1917 года для солдат на фронте отменили обязательное участие в богослужении, по свидетельству очевидцев, в церковь продолжал ходить один из десяти.

Это были простые русские парни, выросшие в православной традиции и каждый день теперь смотревшие смерти в глаза. Где, как не в церкви, было им искать сил и утешения? Но для девяти десятых церковная молитва оказалась просто еще одной принадлежностью «старого режима» — когда он пал, отпала и потребность в обряде. И очень скоро революционные солдаты и матросы начнут конфискацию церковных ценностей, видя в них только золото и серебро. Может быть, в церковной жизни дореволюционной России что-то не так было с приоритетами? И если сегодня в православном магазине фирмы «Софрино» продается денежный талисман «ложка-загребушка» — не по тому ли самому пути мы движемся?

Есть одна печальная тенденция и в политической, и в церковной жизни России, я бы назвал ее «меньшинство ничего не значит». Постоянно слышу в последние полгода: столько-то процентов населения безоговорочно поддерживают и одобряют, а кто против — пусть убирается понятно куда. Соцопросы заменили парламентские дискуссии, да и то правда: в Госдуме стоит оставить для депутатов только одну кнопку «за!», чтобы фракции соревновались — какая быстрее ее в полном составе нажмет. Но те 15 или сколько там процентов, которые по самым разудалым соцопросам думают иначе, – это все же около 20 000 000 (двадцати миллионов) граждан России, каждый из которых по Конституции имеет точно такие же права на собственное мнение и на представительство в органах власти, что и любой другой гражданин.

Приказное единомыслие, как мы уже не раз убеждались в истории, слишком дорого обходится стране: что вчера еще было генеральной линией, завтра оказывалось перегибом и головокружением от успехов.

К церкви это относится примерно в той же мере. Хранителем веры в православной традиции называется не некий отдельный человек, а весь церковный народ. Он разный: кому-то нужны денежные талисманы, кому-то аскетические подвиги. В этом народе может быть свое большинство, но когда оно начинает церковь объявлять своей исключительной вотчиной, это не идет церкви на пользу.

В конце концов, и Христа распяли при полном одобрении публики, во славу традиционных ценностей и политической стабильности.

Через столетие с небольшим после смерти Сергия Радонежского о церковном богатстве спорили двое русских святых: Нил Сорский считал, что церковь должна быть бедной и независимой, а Иосиф Волоцкий ратовал за ее богатство и влиятельность. Победил, безусловно, преподобный Иосиф. Но сложилось так, что на протяжении большей части XX века для христиан в России был открыт только путь преподобного Нила.

И я бы не стал зарекаться от такого на будущее.

Новости и материалы
Ученые назвали тип сна, улучшающий работу мозга
Сенатор США заявил о возможном соглашении с Украиной могут о полезных ископаемых
У посольства Израиля в столице Иордании произошла стрельба
Bloomberg раскрыл план Байдена по Украине до прихода Трампа
Ученые нашли пещерный «цех» неандертальцев по производству клея
Россиянам назвали три главных признака токсичной работы
Во Франции раскритиковали американского сенатора за слова о санкциях против союзников
В украинском городе Ромны произошли взрывы
В МИД заявили о намерениях России внедрять систему «Мир» в странах Азии
В Букингемском дворце прекратят государственные визиты
Российские генетики утроили эффективность лечения одного из типов рака
В Сумах на Украине произошли взрывы
Синоптик пообещал москвичам минусовые ночи до начала декабря
Земные микробы успешно прижились на грунте с астероида Рюгу вопреки усилиям ученых
Путин поздравил Кустурицу с 70-летним юбилеем
В США сообщили об увеличении госдолга страны
Медведев заявил о сохранении всех соцобязательств перед россиянами
В МИД России не исключили, что Трамп встретится с лидером КНДР
Все новости