Посмотреть на то, как препарируют льва, в зоопарк города Оденсе пришли взрослые и дети. Животное усыпили несколько месяцев назад в связи с тем, что львов в зоопарке стало больше, чем нужно. Новость вызвала шквал негодования у россиян. Почти как год назад, когда в зоопарке Копенгагена усыпили и разделали жирафа Маркуса – тоже в рамках детского образовательного проекта. За несчастных датских животных, вынужденных пасть жертвой строгих селекционных правил, вступились многие в России. Но масла в огонь подлил тот факт, что делается все это в присутствии детей.
«Не удивлюсь, что в том же Копенгагене будут приглашать детей на эвтаназию. Будут устраивать публичные просмотры», — возмутился детский омбудсмен Павел Астахов. По его мнению, препарировать льва при детях безнравственно. Детский омбудсмен вообще часто употребляет это слово.
И все чаще обнаруживает проявления безнравственности то в США, то в Европе, то на других континентах. Но иногда и в России.
И это вовсе не закон Димы Яковлева о запрете усыновления сирот американцами. Его омбудсмен, напротив, поддерживает. Возмутили Астахова «безнравственные» беби-боксы (тоже западное веяние), которые пару лет назад начали внедрять в России.
Новости о том, как избавляются матери от новорожденных, оставляя их то на вокзалах, то на помойках, в нашей стране уже редко кого шокируют, особенно в провинции. Альтернатива мученической смерти младенцев — беби-боксы, или, как их еще называют, «окна жизни», которые обычно работают при храмах или больницах. Как только в таком «окне» оставляют младенца, внутри срабатывает сигнализация. Служители храма или врачи принимают ребенка, вызывают скорую, полицию и решают его судьбу.
Но Павел Астахов заявил, что беби-боксы — это безнравственно. Чиновник уверен, что мать, оставившая ребенка, должна быть наказана по всей строгости закона. А беби-боксы, наоборот, поощряют такое поведение. И написал жалобу в прокуратуру, после чего проверки «окон жизни» начались по всей стране, а некоторые из них закрылись сами – просто во избежание проблем.
Слово «безнравственность» у нас все больше в ходу. Так, оказалось «безнравственно» не пускать находящуюся под западными санкциями главу Совфеда Валентину Матвиенко на межпарламентскую сессию в Вашингтон. Председатель Госдумы Сергей Нарышкин назвал это «аморальным прецедентом». Хотя какое, казалось бы, отношение имеют санкционные процедуры к морали. Крымский прокурор Наталья Поклонская в этом смысле куда последовательнее: «Да слава Богу, что эти санкции есть. У них там и браки однополые, безнравственность сплошная, разложение абсолютно всего».
И вот мы учим скандинавов, как препарировать львов, американцев – кого они должны пускать в страну, европейцев – как им вести миграционную политику, украинцев – с кем им дружить и кого выбирать в президенты... Но как только соседи по земному шару делают замечания в наш адрес, тут же встаем в позу:
не смейте трогать наши традиции, наши национальные особенности, загадочную русскую душу, высокие моральные принципы и другие скрепы.
Не потому ли и кажется Россия миру невежливой, что выступающие от имени нашей страны спикеры без тени сомнения осуждают поведение всех по ту сторону российских границ, как будто имеют единственно верную и законную меру всех вещей в мире.
При этом даже не попытавшись вникнуть в национальные особенности тех же датчан (публично препарировать животных в этой аграрной стране жители начали еще 400 лет назад), французов (с их сатирическими традициями), американцев и даже, страшно сказать, украинцев, которым многие из россиян вовсе отказывают в национальной идентичности. При откровенном нежелании замечать проблемы в своем отечестве.
Может, веди мы себя по-другому, и к нам бы больше прислушивались?
Мы так спешим осудить всех, кто не такие, как мы, что готовы скорее «порвать пасть» за мертвого льва, чем выслушать аргументы.
«Мы делаем это, чтобы показать, насколько изумителен лев. Насколько совершенны те адаптационные механизмы, которые сделали его главным хищником в саванне. Это то, на чем мы сосредоточимся и что покажем нашим гостям», — заявил директор датского зоопарка. Кому-то это покажется убедительным, кому-то — не очень. Но уж точно никто не заставляет нас перенимать датский опыт и вводить в российских зоопарках день препарирования львов.
Просто для нашего детского омбудсмена и других активных борцов с безнравственностью на диком Западе это лишняя возможность показать россиянам, как стремительно этот Запад загнивает. Помнится, в Советском Союзе нам также подсовывали разные признаки распада и загнивания капитализма...
Хотя чем, по большому счету, разделка туши мертвого льва отличается от разделки туши коровы, которую дети могут наблюдать практически на любом сельхозрынке.
В кавказских республиках ребятишки не только наблюдают за процессом забоя и разделки баранов, но и активно в нем участвуют, учась быть настоящими джигитами. На Чукотке женщины и дети как разделывали оленей веками, так и сейчас продолжают, а не покупают оленину в гипермаркетах.
Почему же защитник датских львов и детей Астахов не бежит спасать наших сельских, кавказских и чукотских детей от этой «безнравственности»?
А потому что, как объяснял он, комментируя скандальную свадьбу в Чечне, когда молодая девушка стала фактически второй женой заслуженного человека, – это их традиции, которые надо уважать.
Вот именно. Начнем уважать чужие – может, не придется и свои защищать так яростно и безапелляционно. Потому что когда нет уважения к себе, к своим людям, их страхам, нуждам, к их боли, а есть лишь желание всех повсеместно обидеть, трудно заставить уважать себя других.