Миллионы российских семей, в которых есть школьники, живут по календарю, где есть только два времени года — учебный год и каникулы. Так что 1 сентября их впору поздравлять (или сочувствовать?) с новым годом.
Этот «новый год» начинается с легким привкусом скандала от решения Верховного суда оставить в силе приказ Министерства образования, запрещающего прием детей в школу без регистрации по месту жительства. Сама эта регистрация, в девичестве «прописка», де-юре признана незаконной Конституционным судом РФ еще в 90-х годах прошлого века, но до сих пор прекрасно сохранилась по всей России.
При этом Министерство образования пытается убедить родителей, что на самом деле в школу все-таки можно пойти и без регистрации, как это предусмотрено Конституцией. Но в школах думают по-другому: даже в новостях на федеральных телеканалах показывают сюжеты о родителях, в том числе бежавших с Донбасса, которые не могут устроить ребенка в школу. Там трактуют приказ своего министерства иначе, чем сами чиновники. И ведут себя даже более жестко, чем Федеральная миграционная служба.
Детей без регистрации не принимают, и все.
Даже у законных мигрантов, имеющих патент на трудовую деятельность в РФ и прописанных по конкретному адресу в конкретном городе, нет возможности легально зарегистрировать в России несовершеннолетнего ребенка. Более того, в школу без штампика о прописке не берут даже детей российских граждан, прописанных не в тех регионах, где они хотят их учить.
А школ в стране становится все меньше и все больше не хватает. Их численность в России уверенно падает все последние 25 лет: по данным Росстата, в 1991 году их было 69 700, в 2000-м – 68 100, а в 2015-м – уже 44 100.
Причем 80% закрытых школ — сельские. Умирают села, умирают и школы.
За ответ на второй вопрос – сколько стоит учить — тоже трудно получить пятерку. Кризис не мог не увеличить и без того немалые расходы родителей на подготовку к школе. По данным опросов ВЦИОМ, расходы на школьника за год выросли в полтора раза. То есть на 50%, что намного больше официальной инфляции за это время. Хотя это, конечно, усредненные цифры. А кого ни спросишь, говорят: на круг сборы в школу обходятся в два раза дороже, чем год назад.
В среднем на обувь, одежду, портфели-пеналы родители школяра потратят чуть больше 20 тысяч рублей. Это, на минуточку, две трети средней зарплаты в стране, по данным Росстата, и намного больше, чем месячный доход миллионов россиян.
Но главный вопрос, кто и чему будет учить наших детей в новом учебном году. И тут ответ, который дают сами россияне, — тоже на троечку. Именно так они оценивают качество российского школьного образования. По результатам опроса Superjob, большинство россиян (63%) уверены, что школьное образование не дает полезных навыков.
Школе редко удается сохранить независимость своей программы от государственной политики.
А у нас политика наступает на школу по всем фронтам.
Тут тебе и основы православия в светской стране. И попытки написать единый учебник истории с «политически правильными оценками» вместо честного изложения фактов. В головах чиновников то и дело рождаются проекты убрать из программы писателей-эмигрантов (даже страшно напоминать таким товарищам, что из России мечтали уехать навсегда и Пушкин, и Гоголь).
И намерение вернуть школе обязанность воспитывать детей. И идея обязать всех детей вступить в одну организацию «Добродел»... То есть, с учетом того, что на местах всегда перевыполняют подобные пожелания начальства, формировать лояльное и не слишком склонное самостоятельно думать большинство.
Совсем скоро, 13 сентября, в России единый день голосования. А все наши выборы, как правило, не слишком прозрачные, традиционно проводятся в школах. И помогают их проводить учителя, которые потом должны объяснять своим ученикам, что такое правда, честь, совесть и принципиальность. Хотя по уму давно пора перенести избирательные участки, скажем, в библиотеки и выставочные залы, убрав таким образом политику из школы и в прямом, и в переносном смысле.
Едва ли не важнейшим достижением СССР стало обеспечение почти поголовной доступности хотя бы неполного среднего образования. В России мы рискуем сделать образование менее доступным: кому из-за регистрации, кому из-за бедности или удаленности существующих школ от их населенных пунктов. Более идеологизированным. И гораздо менее качественным.
Россия во всех смыслах глупеет на глазах. Слепая вера — отнюдь не всегда религиозная, просто слепая вера без знаний и сопоставлений — начинает заменять знания.
Торжество лояльности над профессионализмом делает образование и тягу к знаниям «непрестижной» жизненной стратегией. Умные все чаще оказываются в общественном сознании неудачниками. Не зря у нас до сих пор в ходу выражения: «Не надо тут умничать!», «Какой умник нашелся», «Если такой умный, почему такой бедный?». Эти фразы родом из тех послереволюционных советских времен, когда высшее образование было скорее минусом в карьере, чем плюсом: «Самый умный, что ли? Больше всех надо? Вот и не высовывайся!»
Активные попытки превратить школу в «кузницу патриотов», уменьшение финансирования образования, искусственное слияние хороших школ со слабыми, как это происходит в Москве, могут еще больше понизить уровень образования в стране. А без него ни ракету не построишь, ни науку и технологии не продвинешь, ни новую экономику не создашь.
Современный мир требует новых подходов к образованию. Разрыв между грамотным меньшинством и малограмотным большинством при сохранении нынешнего отношения к школам в России будет, к сожалению, только нарастать.