Минуло семь месяцев с предыдущего заседания Совета при президенте по науке и образованию. В очередной раз те же самые лица, однако теперь уже в Москве, а не в Санкт-Петербурге обсуждали насущные для отечественной науки вопросы. На этот раз тема совета была сформулирована так: «Новые вызовы и приоритеты развития науки и технологий в Российской Федерации». Вел мероприятие сам Владимир Путин, рассказавший о необходимости формулирования новых научно-технологических приоритетов: предыдущие приоритеты были утверждены в 2011 году еще при Дмитрии Медведеве.
«Вопрос о нашем научном и технологическом суверенитете, о том, чтобы внешние вызовы, какие-либо ограничения, попытки сдержать Россию, а также слабость собственного научного потенциала не становились барьером для развития, для нашего роста»,
— начал свою речь президент, сделав реверанс в сторону сложившейся геополитической реальности.
«Очевидно, что приоритетов не может быть много, иначе обесценивается само понятие приоритета. А финансировать приоритеты надо в полном объеме, избавляясь от слабых и неконкурентых секторов», — добавил президент, завершив свое выступление тезисом о необходимости приступить к разработке стратегии научно-технологической стратегии России, ориентированной в будущее, но учитывающей не только вызовы, но и наработки.
После президента России слово взял директор Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, рассказавший о таком тонком моменте, как разница между приоритетами. Оказывается, научные приоритеты могут быть тактическими и стратегическими. Первые носят рыночно-отраслевой характер, а вторые приводят к смене технологического уклада и не предполагают каких-то разработок на первых этапах.
«К концу Великой Отечественной войны Советский Союз обладал самой мощной боеспособной армией в мире и самой высокотехнологичной.
Однако атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года поставили под сомнение само существование нашей страны.
СССР выиграл войну, реализуя приоритеты первого типа, а новый атомный вызов задал новый стратегический приоритет», — отметил Михаил Ковальчук.
По словам Ковальчука, текущий прогресс зиждется на атомном проекте и его реализации – речь идет не только и о ледокольном флоте, и об использовании изотопов в медицине. При этом необходим прогресс совершенно иного толка, который основывается на необходимости развития междисциплинарной науки. Однако существуют и опасности: главным риском на таком пути является следование заданным извне приоритетам — то есть обслуживание чужих интересов за счет собственных ресурсов.
Следующие ораторы четко следовали проложенному Ковальчуком руслу дискуссии, лишь изредка предпринимая неуверенные попытки плыть супротив течения могучей реки и переводя разговор в сторону собственных проблем.
Вот и академик-секретарь Отделения глобальных проблем и международных отношений РАН Александр Дынкин поспешил назвать Китай и США главными загрязнителями Земли, не забыв при этом упомянуть импортозамещение.
Директор Института биомедицинской химии им. В.Н. Ореховича РАМН Андрей Лисица и вовсе предложил отдать всю власть пациентам, отметив, что за здоровье гражданина отвечает не только государство, но и сам гражданин.
Вслед за ним о наболевшем решил рассказать президент РАН Владимир Фортов, уточнивший, что фундаментальная наука может помочь правильно выбрать приоритеты.
«Давайте на первое место ставить фундаментальную науку, ведь мы там занимаем нормальные позиции», — резюмировал Фортов.
Еще один бессменный участник подобных собраний, академик и ректор МГУ Виктор Садовничий начал выступление с байки, облеченной в форму теоремы: «Есть такая теорема, что если есть коллектив исследователей, состоящий из n человек, то науку двигает корень от n. Вопрос, кого поддерживать. А поддерживать и базу — то есть n, и самых талантливых — то есть тот самый корень».
Ректор МГУ посетовал, что в США 16 тыс. докторов наук из России, а в России — 28 тыс. При этом в Великобританию уезжают порядка 30 тыс. человек из России на учебу и порядка трети обратно не возвращаются. В свете этого академик Садовничий предложил поддержать молодежь и вернуть должность генерального конструктора.
«Королев создавал ракетный щит.
А я был студентом. Три четверти мехмата отправляли к нему. И все было объединено — РАН, университеты. Это была работа на результат. Необходимо создавать безбарьерные кластеры.
Одним грантом кластер не удержишь — нужно госзадание», — отметил Садовничий. Следующие ораторы говорили о своих проблемах, рассказывая о том, что Москва стала центром мира в XX веке благодаря социальным инновациям, рассуждая на грани фола на тему генов и их модификации.
Оживление внес один из выступавших, приведший цитату «нобелевского лауреата» о том, что «каменный век закончился не потому, что закончились камни, а потому, что появились новые технологии». Президент заинтересовался, кто же этот нобелиат. Приведший цитату сослался на сложность фамилии. А президент РАН вывел оратора на чистую воду — цитата принадлежала бывшему саудовскому министру нефти шейху Ямани.
Накануне, выступая перед членами Общественной палаты, Путин прокомментировал введение термина «иностранный агент» и закон об НКО, сказав: »...ряд формулировок наносят вред некоторым пророссийским лояльным организациям». Это заявление внушило оптимизм некоторым представителям научного сообщества, которые в этом увидели косвенный намек на ситуацию с фондом «Династия» Дмитрия Зимина и, так как этот фонд поддержал огромное количество российских ученых (что явно принесло пользу России), надежду на то, что фонд будет лишен статуса «иностранный агент» и продолжит работу, как и раньше.
В среду же Путин сделал новое высказывание, и оно ясности в отношении президента к ситуации с «Династией» не добавило.
Подводя итог дискуссии о приоритетах науки в России, Путин начал рассуждение с того, что во времена СССР приоритеты определяла жизнь и что они были продиктованы необходимостью выживания страны. Затем президент перешел ко дню сегодняшнему и провел логическую цепочку. Далее президент заявил, что необходимо качественно и эффективно использовать ресурсы, причем начинать надо не с университетов, а со школ.
Тут-то, возможно, и прозвучала главная фраза отчетного Совета по науке:
«Мы с вами знаем, наверное, а может быть, кто-то и не знает, так называемые фонды иностранные по школам работают, сетевые организации просто «шарят» по школам в Российской Федерации много лет под видом поддержки талантливой молодежи. На самом деле как пылесосом высасывают просто, и все. Уже прямо со школы абитуриентов берут и на гранты «сажают» и увозят. Поэтому на это тоже нужно обратить внимание», — отметил Путин.