Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

В школу на войну

Нужны ли детям уроки политинформации

Острые политические дебаты год назад пришли в дома миллионов россиян. Теперь они перемещаются в школы и даже детсады, хотя образование в России, по Конституции, вне идеологии. Есть и другой аспект: дети, еще без своего мнения, ранимые, чуткие к авторитету учителей, в силу возраста предрасположенные к делению мира на черное-белое, не могут разбираться в политических нюансах. Особенно когда и взрослые в них разобраться толком не могут. Или не хотят.

В Ростове-на-Дону прошел парад «детских войск». Полтысячи детишек от 4 до 10 лет прошли строем в военной форме различных видов и родов войск, со знаменами, девизами и песнями. Открыла парад «моторизованная колонна детсадовской техники».

В соцсетях по этому поводу тут же разразилась дискуссия о том, что

милитаристов скоро начнут готовить с пеленок, что в ощущение врагов и войны уже втягивают детей, и куда мы придем, если вся страна, как Северная Корея, будет маршировать с детства до старости.

Фон понятен: уже год тема войны не сходит с экранов.

На самом деле «парад» проходит в Ростове уже шестой год под эгидой Минобороны. Но в мирное время на него особого внимания не обращали — дети, особенно мальчики, всегда любили играть в «войнушку». Врагами в играх были «фашисты», «чужие», «инопланетяне» — в зависимости от того, какое было время на дворе и о чем вещал телевизор.

В этом году телевизор однозначен: «фашисты» оказались под боком, на Украине.

И тут детские игры рискуют перестать быть просто играми, если дети начнут идентифицировать как «врагов» жителей соседнего государства.

В Ростове особенно — там рядом граница, немало российско-украинских браков. Близкие родственники — дяди, тети, а то и бабушки и дедушки, к которым каждый год дети ездят на каникулы, — по обе стороны границы. А вдруг они — враги?

Как ребенок может жить с мыслью, что любимый дедушка, который вот только недавно сажал на колени, рассказывал, какая у него любимая внучка, угощал яблоком, — на самом деле фашист?

Пост в соцсетях, вызвавший еще одну бурю эмоций, как раз об этом. Второклассница пришла домой после уроков в слезах. На классном часе учительница рассказала детям свою версию современной политической ситуации, в частности сообщив, что «Украина бомбит Россию». Но у девочки в Киеве живут бабушка и дедушка, и в семье существует своя точка зрения на эти события, входящая в противоречие с позицией педагога.

На вопрос родителей,

зачем учительница вообще подняла в начальной школе острую политическую тему, на которую и взрослые-то спорят сегодня до разрыва отношений,

учитель ответила, что в государственной школе воспитывают патриотов. Конечно, это может быть проблемой отдельной учительницы и отдельной школы, в которой забыли, что тезис «школа вне политики» защищен Конституцией.

Но в том-то и проблема, что эта защита все чаще дает сбой.

Быть в меньшинстве — не каждому взрослому по плечу, особенно когда большинство агрессивно отстаивает свою точку зрения. Быть в меньшинстве в школе, особенно начальной, — в любом случае тяжелая психологическая травма для ребенка, который только учится жить в коллективе. И еще неизвестно, как именно скажется на детях перенос агрессивной пропаганды в школьные классы.

Американская, австрийская школы психологии — одни из самых сильных в мире — посвящают годы изучению тому, как, казалось бы, мелкие стычки детей в школе оказывают затем колоссальные последствия на взрослые жизни, как тяжело потом приходится избавляться от фобий, страхов и комплексов, заложенных в детстве. И все из-за неосторожного окрика родителей, пинка бывшего детсадовского друга, грубого слова учителя.

В еще одной московской школе, опять же если верить соцсетям, ребятам начальных классов предложили выучить песенку:

Русская земля, божия обитель,

Льется на заре несказанный свет.

Русская земля, кто тебя обидел?

Недругам твоим прощенья нет.

И припев:

Мы — русские, с нами Бог.

Мы — русские, русские не продают

За Родину последний вздох.

Мы — русские, русские — идут.

Стихи совсем невысокого качества, что уже плохо для школы, — все-таки чувство вкуса в отличие от политграмоты действительно стоит воспитывать с самого детства. Но здесь вызывает вопросы и национальный аспект: а если в школе не одни русские? А если с кем-то Бог, а с кем-то — Аллах? Или если в семье вообще не обсуждают эту тему? И куда идут русские, и каким недругам прощенья нет? И, главное, кто все-таки обидел русскую землю?

Все это взрослые вопросы, на которые общество сегодня мучительно ищет ответы.

Например, лишь половина россиян, судя по соцопросам, готова поддержать ввод войск на Украину. По версии Левада-центра, это 41% в июле прошлого года. Большая часть граждан хочет, чтобы две наши страны жили в мире и не воевали друг с другом. Да какую острую тему ни возьми, в обществе нет по ней устоявшегося консенсуса. Так зачем отдельные школы и учителя втягивают в гражданскую ментальную войну детей?

Если искренне хотят растить патриотов — пусть лучше Пушкина и Пришвина им читают, чем пересказывают телевизор.

Кажется, никакого конкретного госзаказа на воспитание милитаризированного патриотизма в детсадах и школах пока нет. Но если так, то как бороться с личной инициативой учителей, чересчур увлекшихся политикой, независимо от ее окраски?

Может, пора детскому омбудсмену провести открытый урок для взрослых с напоминанием о том, что Конституция защищает детей не только от физического, но и от психологического и идеологического насилия? Вырастет ребенок — сам разберется. Хотя омбудсмену сегодня может быть не до этого, он занят обоснованием законности неравных браков в Чеченской Республике.

В противном случае, когда в школе ребенку говорят, что «Украина бомбит Россию», а дома — что «Россия бомбит Украину», ребенок может заподозрить, что кто-то из взрослых ему лжет, или просто впасть в истерику.

Хотя все взрослые, вероятно, сойдутся на том, что дети из школы не должны приходить в слезах после классного часа на тему внешней политики России.

Да, школа — первый институт, где должны закладываться базовые ценности, первая из которых — свобода высказываний и дискуссий. В том числе и на политические темы. Но желательно начинать их вести только в старшей школе, когда дети психологически уже способны перестать делить мир на черное и белое, а людей — на своих и чужих.

Хотя стоит заметить, что некоторые взрослые учатся этому всю жизнь. И безуспешно. Или не желают учиться вовсе.

Новости и материалы
Главы регионов Донбасса и Новороссии отреагировали на применение РФ «Орешника»
В «Википедии» появились статьи о российской гиперзвуковой ракете «Орешник»
В ООН прокомментировали запуск «Орешника» Россией
Экс-глава МИД Австрии заявила об уязвимости Запада перед гиперзвуковыми ракетами РФ
Больше половины компаний следят за психологическим состоянием сотрудников
В Тульской области зазвучала тревога
На Западе прокомментировали поданный пуском «Орешника» сигнал
Путин назвал возможные цели для «Орешника» на Западе
В Британии объяснили разрешение бить ракетами Storm Shadow вглубь России
В Турции назвали заявление Путина об «Орешнике» предупреждением Западу
В Германии рассказали о «громкой пощечине» Шольцу и Бербок
Правительство поддержало поблажку насчет срока действия ЕГЭ для контрактников
Подавляющее число россиян хотят видеть воркаут-площадки возле дома
Кадыров предрек намеки на переговоры от Запада после применения Россией ракеты «Орешник»
Симоньян призвала подождать, кто пойдет на попятную после заявления Путина
В Белом доме не стали комментировать причины повреждения кабелей в Балтийском море
Экс-посол РФ призвал США и Британию остановить действия по эскалации на Украине
Россияне рассказали, как встретят Новый год за городом
Все новости