В столичном департаменте национальной политики, сообщает агентство m24.ru, отметили, что «среди приходящих к Московской соборной мечети мусульман лишь около 20% – жители Москвы. Все остальные – приезжие, которые оседают в Подмосковье и других близких к столице регионах». То есть люди, которые приехали в Россию и Москву по бизнесу и на заработки. Гости столицы.
Гостей у нас, конечно, принято принимать радушно. Однако
если гостей оскорбляет выбор картин в гостиной, то это проблема гостей, а не хозяев. Собственно, выбора тут два: либо принять хозяина как есть, либо не ходить в гости.
Ответ же на попытку переделать чужое под себя дает, как мы помним, старая пословица про хождение в чужой монастырь со своим уставом.
Оскорбление чувств верующих – тренд последнего времени. Православных оскорбляют светские художественные выставки и театральные постановки, слишком громкая музыка городских праздников и молодежные танцы. Мусульман, как выясняется, оскорбляет по большим праздникам реклама с полуобнаженными телами. Точно так же их, следуя логике, должны оскорблять девушки в слишком коротких юбках или мужчины с обнаженным торсом. Да и вообще ислам запрещает любые изображения животных и людей. Про непокрытые головы женщин и говорить нечего.
И что делать в такой ситуации москвичам? По мусульманским праздникам — занавешивать в городе рекламу и менять гардероб? По православным — не включать громко музыку и ходить только в те театры и на те выставки, которые одобрены РПЦ?
Почему вдруг не храмы, не четко определенные молельные места, а едва ли не вся территория светского города, мировой столицы, становится местом отправления культов?
В конце концов, людей, далеких от религии, в Москве тоже живет немало. Отсюда возникает вопрос: куда податься светскому человеку, чтобы случайно не оскорбить кого-то из слишком обидчивых? Особенно когда не знаешь, да и не обязан знать тонкостей веры тех или других. Человек может быть толерантен к любой религии, но это не означает, что он должен следовать всем религиозным канонам эпохи Средневековья.
Помнится, когда на мусульманские праздники баранов стали резать прямо на улицах Москвы и это вызвало возмущение большинства горожан, власть нашла компромисс – выделила для этого обряда особые уединенные площадки, чтобы не накалять обстановку. Мусульмане справедливо жаловались на недостаток мечетей в городе – их стало больше. Наверное, раз число мусульман в Москве растет, надо строить домов для молитвы еще больше, в том числе за городом, но не превращать же в мечеть – пусть даже пока только по большим праздникам – всю столицу. Как, очевидно, не нужно весь город превращать в один большой молельный дом любой конфессии.
Наши государственники любят критиковать европейскую политику мультикультурности, и часто справедливо. Сами европейские политики сегодня признают, что чем больше они старались «не оскорблять» религиозные, национальные, культурные чувства мигрантов, тем больше они оскорблялись. Ведь в странах, куда эти люди приехали работать, все было не так, как дома. Но в том-то и дело, что, приезжая в другую страну или, в нашем случае, в другую республику с совсем другим культурным кодом, мигранты оказываются не дома. Это их право – жить и работать там, где они хотят. Но из этого вовсе не следует, что они должны требовать для себя на новом месте особых условий.
Законное требование приезжих – чтобы условия их жизни и работы были не хуже, чем у аборигенов.
Чтобы их не ущемляли и не оскорбляли по национальному или религиозному признаку. Чтобы они и их дети имели доступ к медицинскому обслуживанию, детсадам и школам. В этом и состоит задача государства.
Но странно требовать преференций только потому, что ты не местный. Это естественно вызывает негативную реакцию тех, кто жил и живет в своем доме.
Все то же самое касается и чувств оскорбленных православных. Когда на территории храма самовыразились «Пусси Райот», это справедливо возмутило верующих. И светское государство тут же нашло уголовную статью на этот счет. Но когда православные срывают молодежный концерт, который мешает им молиться, что оскорбляет всех людей со здравым смыслом, власть этого не замечает. Если даже не помогает, когда возмущения «оскорбленных» помогают властям достичь своих целей.
В последние годы
в Европе, граждане которой все более резко выступают против религиозного диктата приезжих, заметно ограничивают публичную демонстрацию религиозных символов, дабы обеспечить гарантии сохранения светского государства.
Даже самые религиозные государства Европы принимают законы, усиливающие отделение церкви от государства. Россия же, получается, теперь сама наступает на европейские грабли.
У многих российских граждан был опыт жизни в коммуналках. Одних он научил терпимости, в других развил агрессию и нетерпимость. Национальная и религиозная политика светского государства – это как жизнь в коммуналке: одно неосторожное движение – и начнется свара, от которой хорошо не будет никому.
В светском государстве религия и вероисповедание не могут быть вопросом публичности, иначе рано или поздно так же публично начнут демонстрировать себя и те, кто эти ценности не разделяет.
В Севастополе, кстати, в этом смысле поступили чуть мудрее, введя общий дополнительный выходной. А выходной, как известно, пусть и в честь чужого праздника, людей скорее радует, чем раздражает.