После «серого понедельника» и «черного вторника» курс доллара упал с пиковых 80 рублей к 55 рублям. Обменникам пока не пришлось вывешивать трехзначные табло — курс продажи долларов 58–59. То есть рубль укрепился более чем на 30%. Но это в цифрах. А в жизни?
Шок от скачков рубля у обычного россиянина останется в подсознании надолго.
Сотни тысяч граждан страны за считаные дни потратили последние сбережения на покупку сверхдорогой валюты и совершенно не нужной им в данный момент бытовой техники, автомобилей, иногда даже квартир.
Люди делали такой выбор вопреки рациональным рассуждениям и элементарной логике. Просто они испугались, что дальше будет только хуже. По сути им оставили выбор между «плохим» и «совсем плохим». Такой всплеск адреналина вряд ли быстро забудется. Да и будут ли основания все это забыть?
Оказалось, что заурядная некомпетентность отдельных чиновников, отсутствие полномочий у одних, излишние права у других и всеобщая несогласованность действий буквально в течение одного дня способны поставить страну на грань хаоса.
Тут, право, никакого Госдепа не нужно. Наши собственные действия или их отсутствие бьют куда вернее.
На валютном рынке в «черные дни» 15–16 декабря ситуация развивалась сама по себе. Никто не мешал спекулянтам валить курс национальной валюты, от которого зависят судьбы десятков миллионов человек. Один из биржевых игроков удивленно делился с коллегами своими «достижениями»: ему удалось продавить курс на пять рублей вниз в течение нескольких минут всего с пятью миллионами долларов.
Участники рынка в один голос говорили, что ждали каких-то шагов от Центрального банка, а когда их не последовало, началась волна распродаж. И раньше, говорят они, ЦБ постоянно запаздывал со своими решениями, а «черный вторник» стал кульминацией бега за уходящим поездом.
Стабилизировать ситуацию властям удалось только включением всех неформальных рычагов влияния, вплоть до президента Владимира Путина, который лично звонил некоторым топ-менеджерам крупных корпораций, а потом провел специальную встречу с бизнес-элитой. Другими словами,
дождались, когда дом полыхнет, а потом всем миром начали его тушить.
Правда, опять же как-то бестолково. Правительство вроде как обязало экспортеров продавать валюту по некоему графику в течение ближайших месяцев. Но глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев дезавуировал информацию. «Мы не будем ставить на контроль, и мы ничем не обязывали госкомпании. Никаких договоренностей об объемах, сколько они там должны на-гора выдать, – таких договоренностей нет», – заявил он. Какой сигнал министр подал рынку? Вряд ли успокоительный. А третьи и вовсе говорят, что никакого графика нет и ЦБ с правительством его только составляют.
Пока ситуация на валютном рынке более-менее стабилизировалась. Но
последствия обвала рубля будут ощущаться в экономике еще очень долго.
Очевидно, что население продолжит скупать валюту и снимать деньги со счетов в банках, а потребительский бум очень быстро сойдет на нет, поскольку торговые сети перепишут ценники не по текущему курсу, а заложат в них риск нового витка девальвации. Источники говорят, что за два дня декабря люди увели денег со счетов больше, чем за весь ноябрь. Некоторые банки прошли по грани. Только недавно удалось вернуть на счета часть денег, повысив проценты по вкладам.
По разным оценкам, из-за роста цен и взаимных санкций в следующем году объемы импорта в Россию могут сократиться на 40–60%. Большинство экспертов прогнозирует, что в этом году инфляция составит около 10% (в прошлом году она была ниже 7%). По будущему году даже самые осторожные не исключают 20%.
Больше всего дорожают продукты питания. На этот новогодний стол уже придется потратить куда больше, чем на прошлогодний.
По подсчетам аналитиков, в декабре стоимость салата оливье возросла на 35% по сравнению с декабрем-2013.
Из-за роста цен и прогнозируемого спада экономики в следующем году сократятся реальные располагаемые доходы россиян. Экс-министр финансов Алексей Кудрин подчеркивает, что это произойдет впервые с 2000 года, когда Владимир Путин пришел к власти. Другие, впрочем, говорят, что доходы — это как средняя температура по больнице. Смотреть надо не на доходы, а на зарплаты. По городам и по секторам.
Но есть еще одна большая проблема. Доверие на рынке восстановить так и не удалось. Ни у людей, ни у бизнеса. В решительность и своевременность мер Центробанка и правительства мало кто верит. Это означает, что, случись какой новый внутренний или внешний шок, а ЦБ не сыграет на опережение, рынок накроет новая волна паники.
И тогда мы получим доллар уже не по 72 рубля, а по 100, и Центральному банку все же придется вводить те самые меры валютного контроля, которых все так боятся.
Поэтому властям нужно сейчас бороться, может, не столько со спекулянтами, рейтинговыми агентствами и иными врагами родины, сколько со страхом у собственных граждан.