Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Кризис проверяет каждого

Алена Владимирская о том, кто завтра может остаться без работы

Я не экономист. Я не знаю, будет ли кризис точно. Я тем более не могу определить его силу. Но прожив три кризиса в России и много зная о сокращениях и увольнениях в кризисное время в других странах, попробую предположить, что с нами всеми будет, если он все-таки нагрянет.

Волны сокращений

Сокращения в кризис напоминают волны при наводнении. Они вычисляемы и в принципе заранее можно понять, какой силы они будут и когда случатся.

Первая волна — пробная

Первая волна — журналисты, банкиры, рекламщики, сотрудники сырьевых компаний.

В принципе, она уже началась. Планируют увольнения многочисленные банки, из медиа о 25-процентном сокращении объявил LifeNews, появилась информация о значительном сокращении персонала «Газпрома», которую, правда, затем опровергли. Волна началась до нового года, но в полную силу вступит в январе — начале февраля и продлится до апреля (ее длительность связана с тем, что в компаниях с государственным участием долгая процедура самого сокращения).

Вторая волна — основные сокращения

Вторая волна — девелоперы, консалтеры, сотрудники всего глянцевого и люксового сегмента (включая продажников — автомобили, дорогая техника, мебель, топовая косметика, дорогие продукты и пр.), сотрудники баров и ресторанов плюс все не ключевые сотрудники в каждой конкретной компании (дорогие пиарщики и специалисты по организации мероприятий).

Она начнется в феврале и продлится до апреля. Логика волны следующая: собственники, осознав, что бизнес будет жить в ближайшее время в новых условиях, будут резать все не ключевое для бизнеса, чтобы бизнес выжил сам.

Третья волна — волна дна

Третья волна — волна дна. Она случится сразу после того, как в экономике обнаружится это самое дно (в принципе, она может совпасть и со второй волной, если кризис будет быстрым и дно нащупается с февраля по апрель).

Тут возможны два типа сокращений:

а) резать все оставшееся не ключевое, что еще недорезано;

б) сокращать всех ключевых, чьи компетенции не устраивают в кризис (будет много замен топовых сотрудников): прежде всего это касается финансовых директоров, директоров по продажам, бухгалтеров, кризис-менеджеров, продавцов, маркетологов, потребовавших хоть какой-то бюджет).

Вот после того, как дно будет найдено, волны сокращений прекратятся. И начнется сначала осторожный (на замену), а потом массовый подбор и открытие новых позиций.

Кто пострадает в кризис меньше всего:

— вся сфера интернета (не IT, а именно интернета). И, кстати, там очень повезет тем, кто работает на западного потребителя;
— весь дешевый массовый ритейл;
— коллекторские агентства (туда будет массовый набор);
— как ни странно, российский внутренний туризм;
— индустрия дешевых развлечений (например, кинотеатры, катки, народные боулинги — часть закроется, но этих сотрудников тут же заберут открывшиеся).

Что делать тем, кто в зоне риска?

1. Не устраивать истерик. Потому что истериков сократят первыми. Любая компания максимально быстро избавится от тех, кто раскачивает лодку, а вместо работы впадает в уныние и депрессию. Всем сейчас нужны бойцы, работающие по 12 часов в сутки. Сейчас вам придется качеством и количеством работы доказывать свою нужность компании, даже если вы и так отработали в ней десяток лет.

2. Оценить, насколько ваша позиция в зоне риска. Даже в сильно сокращаемых компаниях есть наиболее и наименее рискованные категории сотрудников —

вы в зоне риска, если ваша должность не производит быстрого дохода (вне зоны риска продавцы, разработчики основного продукта, финансисты).

В этом случае заранее продумайте пути отхода: составьте качественное резюме, оцените свою стоимость, посмотрите на вакансии (вопреки слухам о тотальной безработице, они есть, просто их стало меньше и они стали дешевле), подумайте, как вы в условиях кризиса можете быть более востребованы для внешнего рынка — например, рассмотрите переход в продажники, удаленную работу для множества клиентов с почасовой оплатой (для юристов, бухгалтеров, врачей).

Подумайте и о путях оптимизации вас внутри компании — переход в другой отдел или на иную позицию (например, переход в активные продажи), сокращение вашей зарплаты за счет неполной рабочей недели.

3. Сделать быструю карьеру в найме.

Кризис — это не только минусы, кризис — это отличное время для быстрой карьеры.

Все новогодние праздники собственники будут не столько отдыхать, сколько терзаться вопросами: а как выжить их компаниям в новой реальности? Если у вас есть идеи по реальной быстрой дополнительной монетизации компании, в которой вы работаете, по открытию быстрых и требующих минимальных вложений новых прибыльных направлений — после Нового года самое время идти к директору с этими идеями.

Важно: идея должна быть максимально просчитана экономически и иметь «близкий горизонт» — три-четыре месяца от реализации до первой прибыли. Если вы сможете защитить свою идею, то ваш карьерный рост случится очень быстро: в кризис перестают работать корпоративные интриги — впервые собственники смотрят на людей «по мозгам», а не по иерархии, ведь речь идет о выживании их бизнеса.

4. Открыть свое дело. Как бы абсурдно это ни казалось — самое время. Кризис выявляет новые ниши и потребности, на которые уже существующие компании не могут реагировать сверхбыстро. Плюс кризис «выбрасывает» на улицу многих людей с сильными компетенциями, которые, объединившись, создают очень успешные компании.

5. Заняться собой. У многих, кто дальновиднее, есть сбережения, на которые в кризис при росте курса доллара можно жить значительное время.

Кризис — лучшее время для образования.

По опыту кризиса 2008–2010 годов, те люди, кто уехали учиться на MВА, вернувшись в конце кризиса, окупили свою учебу в несколько раз в течение года — на выходе из кризиса будет требоваться много управленцев с новыми сильными компетенциями, и их будут нанимать на очень большие деньги.

Помните, лучшие карьеры и самые большие состояния делались именно в кризис. Кризис проверяет каждого на профессионализм и умение адаптироваться в новых условиях. Поэтому, по сути, все рекомендации сводятся к одному: каждый, кто будет ныть и пассивно ждать милости от кого-либо, — проиграет.

У каждого, кто будет много работать, всерьез искать новые ниши (необязательно в собственном деле, но и в найме тоже), появляется огромный шанс выйти по окончании очень богатым и успешным человеком.

Автор — руководитель кадрового агентства Pruffi

Новости и материалы
Вяльбе обвинила президента МОК в двойных стандартах
Защитник «Спартака» назвал легионера, которого вернул бы в команду
Белла Хадид сменила имидж: «Челка библиотекарши»
Больше половины жителей Германии захотели ухода Шольца после досрочных выборов
Трамп сообщил, что не собирается продавать акции своей соцсети Truth Social
Пара забрала своих детей из школы, чтобы путешествовать с ними по миру
44-летняя Жизель Бюндхен изменила питание: «Жаждет новых блюд»
В еще одном российском регионе студенток финансово поощрят за рождение детей
Силы ПВО уничтожили украинский дрон над Белгородской областью
Дженнифер Лопес пришла на премьеру в образе принцессы Дианы
В Минобороны России прокомментировали конфликт Израиля и Ливана
В украинском городе произошли взрывы
Названо место, на котором должен быть «Спартак» в РПЛ
В ГД призвали не делать исключений для монашества в законопроекте о чайлдфри
Британские полицейские обнаружили фабрику по производству каннабиса рядом с участком
Стажерка московского турагентства обманула клиентов на 1,8 млн рублей
ЕС принял декларацию о повышении конкурентоспособности Европы
Выступление Путина на «Валдае» цитировали десятки зарубежных СМИ
Все новости