Волны сокращений
Сокращения в кризис напоминают волны при наводнении. Они вычисляемы и в принципе заранее можно понять, какой силы они будут и когда случатся.
Первая волна — пробная
Первая волна — журналисты, банкиры, рекламщики, сотрудники сырьевых компаний.
В принципе, она уже началась. Планируют увольнения многочисленные банки, из медиа о 25-процентном сокращении объявил LifeNews, появилась информация о значительном сокращении персонала «Газпрома», которую, правда, затем опровергли. Волна началась до нового года, но в полную силу вступит в январе — начале февраля и продлится до апреля (ее длительность связана с тем, что в компаниях с государственным участием долгая процедура самого сокращения).
Вторая волна — основные сокращения
Вторая волна — девелоперы, консалтеры, сотрудники всего глянцевого и люксового сегмента (включая продажников — автомобили, дорогая техника, мебель, топовая косметика, дорогие продукты и пр.), сотрудники баров и ресторанов плюс все не ключевые сотрудники в каждой конкретной компании (дорогие пиарщики и специалисты по организации мероприятий).
Она начнется в феврале и продлится до апреля. Логика волны следующая: собственники, осознав, что бизнес будет жить в ближайшее время в новых условиях, будут резать все не ключевое для бизнеса, чтобы бизнес выжил сам.
Третья волна — волна дна
Третья волна — волна дна. Она случится сразу после того, как в экономике обнаружится это самое дно (в принципе, она может совпасть и со второй волной, если кризис будет быстрым и дно нащупается с февраля по апрель).
Тут возможны два типа сокращений:
а) резать все оставшееся не ключевое, что еще недорезано;
б) сокращать всех ключевых, чьи компетенции не устраивают в кризис (будет много замен топовых сотрудников): прежде всего это касается финансовых директоров, директоров по продажам, бухгалтеров, кризис-менеджеров, продавцов, маркетологов, потребовавших хоть какой-то бюджет).
Вот после того, как дно будет найдено, волны сокращений прекратятся. И начнется сначала осторожный (на замену), а потом массовый подбор и открытие новых позиций.
Кто пострадает в кризис меньше всего:
— вся сфера интернета (не IT, а именно интернета). И, кстати, там очень повезет тем, кто работает на западного потребителя;
— весь дешевый массовый ритейл;
— коллекторские агентства (туда будет массовый набор);
— как ни странно, российский внутренний туризм;
— индустрия дешевых развлечений (например, кинотеатры, катки, народные боулинги — часть закроется, но этих сотрудников тут же заберут открывшиеся).
Что делать тем, кто в зоне риска?
1. Не устраивать истерик. Потому что истериков сократят первыми. Любая компания максимально быстро избавится от тех, кто раскачивает лодку, а вместо работы впадает в уныние и депрессию. Всем сейчас нужны бойцы, работающие по 12 часов в сутки. Сейчас вам придется качеством и количеством работы доказывать свою нужность компании, даже если вы и так отработали в ней десяток лет.
2. Оценить, насколько ваша позиция в зоне риска. Даже в сильно сокращаемых компаниях есть наиболее и наименее рискованные категории сотрудников —
вы в зоне риска, если ваша должность не производит быстрого дохода (вне зоны риска продавцы, разработчики основного продукта, финансисты).
В этом случае заранее продумайте пути отхода: составьте качественное резюме, оцените свою стоимость, посмотрите на вакансии (вопреки слухам о тотальной безработице, они есть, просто их стало меньше и они стали дешевле), подумайте, как вы в условиях кризиса можете быть более востребованы для внешнего рынка — например, рассмотрите переход в продажники, удаленную работу для множества клиентов с почасовой оплатой (для юристов, бухгалтеров, врачей).
Подумайте и о путях оптимизации вас внутри компании — переход в другой отдел или на иную позицию (например, переход в активные продажи), сокращение вашей зарплаты за счет неполной рабочей недели.
3. Сделать быструю карьеру в найме.
Кризис — это не только минусы, кризис — это отличное время для быстрой карьеры.
Все новогодние праздники собственники будут не столько отдыхать, сколько терзаться вопросами: а как выжить их компаниям в новой реальности? Если у вас есть идеи по реальной быстрой дополнительной монетизации компании, в которой вы работаете, по открытию быстрых и требующих минимальных вложений новых прибыльных направлений — после Нового года самое время идти к директору с этими идеями.
Важно: идея должна быть максимально просчитана экономически и иметь «близкий горизонт» — три-четыре месяца от реализации до первой прибыли. Если вы сможете защитить свою идею, то ваш карьерный рост случится очень быстро: в кризис перестают работать корпоративные интриги — впервые собственники смотрят на людей «по мозгам», а не по иерархии, ведь речь идет о выживании их бизнеса.
4. Открыть свое дело. Как бы абсурдно это ни казалось — самое время. Кризис выявляет новые ниши и потребности, на которые уже существующие компании не могут реагировать сверхбыстро. Плюс кризис «выбрасывает» на улицу многих людей с сильными компетенциями, которые, объединившись, создают очень успешные компании.
5. Заняться собой. У многих, кто дальновиднее, есть сбережения, на которые в кризис при росте курса доллара можно жить значительное время.
Кризис — лучшее время для образования.
По опыту кризиса 2008–2010 годов, те люди, кто уехали учиться на MВА, вернувшись в конце кризиса, окупили свою учебу в несколько раз в течение года — на выходе из кризиса будет требоваться много управленцев с новыми сильными компетенциями, и их будут нанимать на очень большие деньги.
Помните, лучшие карьеры и самые большие состояния делались именно в кризис. Кризис проверяет каждого на профессионализм и умение адаптироваться в новых условиях. Поэтому, по сути, все рекомендации сводятся к одному: каждый, кто будет ныть и пассивно ждать милости от кого-либо, — проиграет.
У каждого, кто будет много работать, всерьез искать новые ниши (необязательно в собственном деле, но и в найме тоже), появляется огромный шанс выйти по окончании очень богатым и успешным человеком.
Автор — руководитель кадрового агентства Pruffi