Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Добрались до Разумовского

Константин Михайлов об алгоритме исчезновения исторических зданий в Москве

Принято считать, что трагедия повторяется как фарс. Но только не в градостроительстве. Московская мэрия решила повторить на Большой Никитской трагедию дома Волконских на Воздвиженке. И это не фарс, а новая реальная угроза исторической Москве.

Чтобы не портило и не мешало

На Большой Никитской улице, 9/15, стоит большой и внушительный дом, уже много лет закрытый тряпочным фальшфасадом, что, как справедливо замечают городские информационные порталы, «портит облик улицы, расположенной в центральной части города вблизи ансамблей Московского Кремля, и мешает целостному восприятию окружающих объектов».

Видимо, для того чтобы «не портило» и «не мешало», градостроительно-земельная комиссия Москвы (ГЗК), возглавляемая Собяниным, утвердила 28 августа 2014 года проект градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) по данному адресу — «для реконструкции и строительства жилого комплекса».

Проект предусматривает реконструкцию главного здания комплекса, обращенного к Большой Никитской, в нынешних габаритах. А вот флигель, выходящий в Большой и Средний Кисловские переулки, разрешено достроить до высоты главного здания.

В результате надземная площадь объекта вырастет в полтора раза — до 12 930 кв. м. Запроектированы также подземная парковка на 150 машино-мест и перекрытие внутреннего двора в уровне первого-второго этажей.

Заголовки, которые московские СМИ дают сообщениям об этом решении, радуют оптимизмом: «на месте двух аварийных зданий в ЦАО построят жилой комплекс» и т.д. Теперь попробуем перевести это сообщение с официального языка на московский. И посмотрим, какие основания для оптимизма у нас останутся.

Из «Альбомов...» Казакова

Итак, переводим. На Большой Никитской улице, 9/15, стоит здание, некогда включенное знаменитым зодчим Матвеем Федоровичем Казаковым в свои не менее знаменитые «Альбомы партикулярных строений…» Для этих альбомов Казаков собирал чертежи самых лучших и наиболее художественно-привлекательных зданий классической Москвы своего времени. Наличие здания в казаковских «Альбомах...» — знак высшего художественного качества и исторической ценности.

Здание, изображенное в «Альбомах...», многократно перестраивалось, надстраивалось, превратившись к концу XIX века в доходный комплекс Московского домовладельческого товарищества. Однако оно сохраняет в основе своей стены усадебного дворца 1750–1770 годов. Он принадлежал в 1750-е Ф.Г. Колычеву, затем — княгине Долгорукой, впоследствии — графу Л.К. Разумовскому. Тому самому знаменитому Льву Кирилловичу Разумовскому, сыну малороссийского гетмана, бесстрашному екатерининскому генерал-майору, соратнику Потемкина и Суворова по баталиям с турками, участнику штурма Измаила, взятия Бендер, сражения при Мачине.

В этом доме в начале 1830-х неоднократно бывал Александр Пушкин — в гостях и на званых балах у своего знакомого князя Александра Долгорукова. Наконец, в этом доме прошли детские годы известной театральной художницы, писательницы, мемуаристки русского Серебряного века Валентины Ходасевич.

К сожалению, обо всем этом, кроме констатации сохранности кладки стен XVIII века, ни слова нет ни в решении ГЗК 2014 года, ни в экспертных заключениях 2009 года о ценности здания, подписанных архитектором-реставратором высшей категории Г.В. Мудровым и руководителем проектно-исследовательской мастерской НПО-38 Е.Е. Соловьевой.

Алгоритм судьбы

К еще большему сожалению, усадьба Разумовского на Большой Никитской обрекается недавними решениями городских властей на повторение трагической судьбы печально знаменитого дома Волконских на Воздвиженке. Алгоритм один и тот же.

Шаг первый. Появляется инвестор, рождается инвестиционный проект.

Шаг второй. Если у приглянувшегося дома есть охранный статус, препятствующий доходной реконструкции, дом лишается этого статуса.

Дом Разумовского на Большой Никитской с апреля 2006 года имел статус выявленного памятника, который нельзя было больше перестраивать. Статус этот он получил по решению целой экспертной комиссии тогдашнего ГИОПа, предшественника Мосгорнаследия. И, как и дом Волконских на Воздвиженке, был этого статуса лишен в июле 2009 года — на одной и той же Межведомственной комиссии столичного правительства.

Комиссия основывала решение на заключениях реставратора Мудрова и эксперта Соловьевой, которые сочли возможным наделить дом Разумовского статусом не более чем ценного объекта исторической среды. С юридической и практической точек зрения этот статус не предохраняет здание ни от каких перемен. В том же году решение комиссии было подтверждено постановлением правительства Москвы — дому Разумовского отказано было в праве быть включенным в городской реестр объектов культурного наследия.

Шаг третий. Новые власти Москвы, покритиковав прежние за негуманное отношение к историческому городу и пообещав проводить «новую градостроительную политику», подтверждают решения своих предшественников, выдают ГПЗУ и прочие разрешительные документы.

Шаг четвертый. На объект выходят строители, после чего ему делается так хорошо, что любой не знакомый с тремя предшествующими стадиями Марлезонского балета человек будет искренне удивляться: и как это здание числилось к списках памятников архитектуры?

Заветам Лужкова верны

Подводим промежуточные итоги. Вместо реставрации сохранившихся частей памятника середины – второй трети XVIII века, в котором жил Лев Разумовский и бывал Пушкин, прежние городские власти лишают его охранного статуса, а новые — обрекают на коммерческую реконструкцию. Которая неизбежно приведет к новым искажениям внешнего облика комплекса (надстройки будут неизбежно видны даже с Большой Никитской, не говоря уже о переулках), изменению объемно-пространственной композиции (перекрытие внутреннего двора).

Наконец, одобренные планы по освоению подземного пространства недвусмысленно намекают на возможность полного уничтожения исторического здания (так только что произошло с домом Прошиных на 1-й Тверской-Ямской, где поначалу тоже шла речь только о реконструкции). И новое городское правительство в этой истории ничуть не отстает от прежнего в последовательности действий.

Нет, прогресс, конечно, очевиден. У этого проекта давняя история, которая тянется с 2004 года, когда лужковское правительство признало здания комплекса аварийными и выпустило первое постановление об их реконструкции. Кое-что в проекте изменилось к лучшему, теперь нет, например, речи о пентхаусах с видом на Кремль, которые грезились здесь девелоперу еще в 2009 году. Теперь и постановление о прямом сносе домов по этому адресу вряд ли будет выпущено, как это случилось в том же 2009-м.

Я даже рискну предположить, что на Тверской, 13, и на Пятницкой, 19, гордятся этими переменами, а новые надстройки и перестройки воспринимают как неизбежную дань времени и инвесторам.

Но я не знаю, чем тут гордиться. Проект подвисал на годы, инвесторы менялись, постановления правительства Москвы не исполнялись, сроки контрактов проходили.

В доме на Большой Никитской запросто можно было открыть гостиницу, ведь о них так печется городское правительство.

С соседнего участка по улице слышится многолетний стон о нехватке помещений у Московской консерватории, которая вынуждена втискивать пристройки и новостройки в старинные дворики. Как прекрасно могла бы консерватория развернуться в этом здании, какой великолепный и непрерывный культурно-музыкальный кластер — от Университета до Театра Маяковского вдоль по Большой Никитской — мог бы получиться…

Но нет, прошло 10 лет, инвесторы собрались с силами, и мы вновь читаем чеканные строки времен расцвета градостроительства лужковской эпохи: «жилой комплекс», «реконструкция», подземная автостоянка», «площадь объекта увеличится до…»

На Большой Никитской, в двух шагах от Кремля, в охранной зоне.

То есть именно там, где действующий закон города Москвы об особенностях градостроительной деятельности в охранных зонах, принятый в том же самом 2004 году, напрямую запрещает реконструкцию градостроительных объектов и новое строительство.

Автор — координатор «Архнадзора», член Совета при президенте РФ по культуре и искусству

Новости и материалы
Украинские адвокаты передали ООН сведения о «пыточных» СБУ
Вучич заявил, что только «ненормальные» думают, будто Путин блефует
Найдены новые участки генома, связанные с опасным сердечным заболеванием
Бывший IT-специалист Блиновской разработал схему дробления ее бизнеса
Немоляева объяснила, почему ей стало плохо на съемках «Буратино»
На Украине обязались выполнить 300 условий Запада по реформам
Назван новый возможный участник КХЛ
Актриса Гринева призналась, что муж каждый год делает ей предложение: «Мы — чудики»
Замглавы Гагаузии высказался о проведенном у него дома обыске
В ООН осудили возможное применение Украиной противопехотных мин
Кадыров показал кадры уничтожения склада снарядов ВСУ
Volkswagen рассекретил Tiguan с новым дизайном
В Крыму отказались от массовых мероприятий на Новый год
В Ленобласти подвалы срочно переоборудуют под бомбоубежища
В Гааге пройдет заседание по иску против Нидерландов за поддержку Израиля
Боррель заявил, что ЕС будет обязан арестовать Нетаньяху
Миранчук рассказал, где хочет завершить карьеру
Участника СВО задержали у возлюбленной после убийства пары в Екатеринбурге
Все новости