Тысячи граждан СССР открыли для себя Америку, отстояв 31 января 1990 года многочасовую очередь в первый ресторан McDonald's на Пушкинской площади в Москве. Нынешнее закрытие Америки Роспотребнадзором тоже ознаменовалось очередями — как сообщил в твиттере корреспондент ИТАР-ТАСС: «У единственного ресторана McDonald's в Ижевске образовалась длинная очередь из желающих «поесть гамбургеры впрок».
Проверка сети ресторанов быстрого питания McDonald's в Свердловской области стартовала сегодня. В Краснодарском крае она начнется на следующей неделе. Внеплановую проверку сети проведут и в Татарстане, и в Башкирии, и во всех областях Центрального федерального округа России — это, кстати, очень по-российски: сообщать о внеплановой проверке заранее.
Американская сеть ресторанов быстрого питания McDonald's стала новой жертвой противостояния России и США из-за украинского кризиса, пишет The Financial Times. Как считает газета, компания оказалась целью «некоторых патриотически настроенных чиновников в Москве».
Почему именно McDonald's? Конспирологи выдвигают версии: во-первых, компания — один из главных спонсоров Демократической партии США, представитель которой является сейчас действующим 44-м президентом США. Во-вторых, McDonald's заявил о закрытии своих ресторанов в Крыму после присоединения полуострова к России — правда, в самой компании подчеркивали, что это «деловое решение, которое никак не связано с политикой».
Но на фоне санкционной войны России с ЕС и США усилия российских санитаров выглядят именно как политическая акция. В начале августа тот же Роспотребнадзор уже обнаружил опасные вещества — фталаты — в американском виски Kentucky Gentleman, заявив, что они «могут вызывать органические изменения в центральной нервной системе, онкологические заболевания и проблемы с бесплодием у мужчин и женщин». Фактически яд в бутылке — не то что наша беленькая.
В четверг в Свердловской области распорядились изъять из продажи виски Jack Daniels Tennessee. А запрет американских окорочков (они же «ножки Буша») давно стал излюбленным ответом российских властей на любое обострение в российско-американских отношениях.
Во времена «холодной войны» США традиционно были главной идеологической мишенью российских ответных мер. В этом отношении после распада СССР во внешней политике мало что изменилось.
Еще до бегства Януковича и конфликта на Украине россиян стали пугать, что американцы массово калечат и убивают российских детей-сирот, организовывают «оранжевые» революции возле российских границ и при первой возможности готовы устроить нечто подобное в самой России.
Исторического максимума за 24 года социологических наблюдений антиамериканские настроения в России достигли в последние месяцы, следует из майского опроса Левада-центра.
Свое отношение к США как «в основном плохое» или «очень плохое» оценил 71% россиян. Еще год назад к США в целом положительно относился 51% опрошенных (больше половины), сейчас — всего 18%.
Если Россия изгонит из своей жизни все американское — еду, напитки, автомобили, фильмы, гаджеты, соцсети, поисковые системы, программное обеспечение, — мы будем жить действительно в совершенно другой стране. Джинсы, кока и пепси, жвачка, тот же «Макдоналдс» в СССР были едва ли не самым зримым символом свободы, то есть возможности реально прорвать политическую и бытовую изоляцию, в которую на долгие десятилетия поместил себя Советский Союз. Это были первые шаги к потребительской цивилизации, плодами которой прежде всего воспользовалась российская элита, с таким упоением ныне клеймящая все американское и успевшая при этом обзавестись недвижимостью на условном Майами.
Сегодня мы копируем американские телешоу и политические традиции — даже «Единая Россия» устраивала праймериз перед выборами. Мы работаем на американских компьютерах, носим произведенную в Китае одежду американских марок. Миллионы россиян имеют аккаунты в американских сетях Facеbooк и Twitter, которые власть в теории теперь тоже может запретить.
Никто не заставляет россиян покупать американские джинсы или фастфуд, автомобили или айфоны. Мы покупаем их, потому что они удобнее, качественнее, вкуснее или дешевле. Это конкуренция у бизнеса, и главное — свобода выбора, в которой потребитель волен сам решать, что он хочет купить, и голосовать за свой выбор рублем. Не нравится лейбл «Made in USA» — всегда можно купить российский фастфуд или «Йотафон».
Закрыть Америку в России, полностью выдавить все американское из нашей жизни технически, наверное, возможно. Вот только таким образом мы закрываем и свою страну от полноценной современной жизни. Что, в свою очередь, сделает нас только слабее в противостоянии с той же Америкой, раз уж мы продолжаем считать себя ее полноценным оппонентом.