В 2012 году принятие закона о митингах, оставляя в стороне вопрос о соблюдении прав человека, выглядело логичным: в Москве и крупных городах несколько месяцев подряд шли многочисленные акции протеста против результатов выборов, и тогдашним разработчикам закона в Кремле казалось, что именно страх разгонит людей с площадей, заставит одуматься. Более того, наверняка именно себе в заслугу политики и депутаты приписали спад протестной активности: мол, закон заработал, люди разошлись.
Хотя, если вспомнить, беспорядки на Болотной площади прошли еще до вступления закона в силу, а обвиняемым по «болотному делу» предъявляют совсем другие статьи: организация массовых беспорядков, нападение на сотрудников правоохранительных органов и так далее. Применение же самого антимитингового закона было немногочисленным и чуть не пародийным: вспомнить только «шествие за батоном» или «топтание на месте, похожее на шествие».
Новая инициатива в свете слабого правоприменения старой выглядит на первый взгляд совсем уж не к месту. Даже автор законопроекта путается в показаниях: то он не хочет, чтобы «улицы российских городов превращались в улицу Грушевского», отсылая слушателей к месту столкновений в Киеве. То говорит, что в России, конечно же, ситуация другая, никто никаких митингов проводить в ближайшее время даже не собирается — о чем вы.
Мировоззренческий спор с законодателем такого масштаба можно продолжать бесконечно: а если у нас не будет митингов, зачем нам ужесточение? А разве кто-то из участников последних митингов уже нарушал и без того жесткое законодательство? Или можно предположить, что депутаты знают что-то такое секретное о протестных настроениях, чего не знает сама оппозиция, а потому готовятся к ним заранее?
Но если вспомнить об особой правовой культуре в нашей стране, то этими вопросами можно даже не задаваться: ведь в России часто важно, не что именно написано в законопроекте, а когда. И тут в логике Сидякину не откажешь.
Когда пакет репрессивных законов попытался использовать против оппозиции Янукович, он лишь подлил керосина в огонь: новые законы были спешно одобрены Радой уже в момент массового недовольства и бурлений на площадях. И даже самые мирные недовольные резонно сочли, что эти законы направлены конкретно против них. Новая волна недовольства, спровоцированная не вовремя принятыми законами, в итоге привела к тому, к чему привела.
В России сейчас все написано и озвучено ровно в обратный момент — в момент общественного патриотического подъема на волне радости за русский Крым, негодования перед мифическими «бандеровцами», а также перед санкциями США, которые спят и видят, как бы устроить майдан в России на ровном месте.
Пока парламентская оппозиция включилась в азартную гонку по поиску национал-предателей, можно безболезненно принять и провести практически любые репрессивные инициативы.
Уголовная ответственность за митинговую активность? Легко. Разрешить полиции стрелять по людям на массовых мероприятиях? Без вопросов – такие поправки уже предложила группа депутатов во главе с Александром Хинштейном.
Любое ужесточение, любое расширение полномочий органов правопорядка, любые доступы к персональным данным еще несколько месяцев будут восприняты и поданы не иначе как с целью «борьбы с пятой колонной», которая в сознании напуганных пропагандой граждан, безусловно, уже готовит захват власти.
Настоящего патриота, как водится, никакие репрессии коснуться не должны. До поры до времени, конечно.