Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Страна юристов

Антон Казун о том, что честность законника во многом зависит от университета, в котором он получил диплом

Исследование, проведенное в трех российских вузах — на юрфаках Высшей школы экономики и Российского университета дружбы народов, а также в Северо-Западном филиале Российской академии правосудия, показало, что образовательная среда оказывает серьезное влияние на отношение студентов-юристов к профессиональной этике.

Несмотря на то что профессиональное сообщество юристов в России не добилось столь же высокого статуса и положения, как, например, в США, все же данная профессия остается весьма привлекательной для молодых людей. Студенты уверены, что, даже если после получения юридического диплома им не удастся устроиться работать по специальности, знание юриспруденции окажется полезным во многих других сферах деятельности — с этим тезисом согласились 86% опрошенных студентов-юристов.

Плюсы и минусы профессии

Высокий спрос на юридическую профессию со стороны абитуриентов формирует столь же масштабное предложение — диплом юриста можно получить практически в любом крупном университете России и в любом коммерческом вузе. Что, безусловно, сказывается на квалификации выпускников. Но если проблема нехватки знаний и опыта частично может быть решена на этапе собеседований или сдачи адвокатского экзамена, то вопросы профессиональной этики решить с помощью экзамена невозможно.

Качество и добросовестность работы адвоката, так же как и работу врача, бывает крайне сложно оценить со стороны. Зачастую клиенты вынуждены доверить малознакомому человеку свои деньги, свою репутацию, а иногда и свою свободу.

На юридических факультетах никто специально не учит студентов обманывать клиентов — напротив, преподаватели весьма часто рассказывают им о решающем значении репутации для профессионального успеха. Тем не менее к концу обучения большинство студентов все равно приходят к выводу о том, что юристы не являются образцом профессиональной этики (68%), а общество в свою очередь не доверяет им (64%).

Идеалистические взгляды на профессию, которые есть у многих в начале обучения, почти неминуемо разбиваются о действительность, а преподаватели не в состоянии повлиять на это.

В свою очередь негативный образ профессии хоть и не предопределяет, но в значительной степени упрощает выбор юриста в пользу личной выгоды. Если большинство ведет себя нечестно, зачем же самому быть честным?

Отличники честнее троечников

Исследование показало, что некоторые группы студентов все же усваивают представление о том, что честная репутация важнее материальной выгоды. Такая мотивация, впрочем, тоже может рассматриваться как «максимизация полезности», только в длительной перспективе.

Студенты, которые идут на красный диплом, чаще готовы работать ради общественной пользы за меньшие деньги (49% против 39%), считают профессию образцом честного профессионального поведения (46% против 27%) и охотнее соглашаются с тем, что мнение коллег об их профессиональной компетенции имеет значение (44% против 38%). А значит, есть надежда, что отличники с большей вероятностью будут соблюдать профессиональную этику, если станут работать по профессии.

Саму возможность отказа от специальности в пользу более высокооплачиваемой работы рассматривают лишь половина (51%) отличников по сравнению двумя третями (68%) остальных студентов. Это неудивительно, ведь профессия юриста помимо финансовых выгод предлагает студентам высокий статус, свободный график и интересную работу.

Другой группой, которая активнее усваивает этические ценности, являются студенты, участвующие во внеучебной деятельности вуза (конкурсах, дебатах, КВН и т.п.). Они чаще других согласны с тем, что оказание бесплатной юридической помощи входит в профессиональные обязанности адвоката (51% против 42%), и чаще убеждены в честности профессионального юридического сообщества (40% против 28%). Наконец, активисты, как и отличники, реже рассматривают возможность отказа от профессии в пользу более выгодного с финансовой точки зрения предложения (55% против 69%).

Скорее всего, это эффект включенности в профессиональную среду. Эти студенты значительно больше времени проводят в стенах своего университета и чаще общаются с преподавателями. Возможно, это обстоятельство позволяет сформировать у них «сбалансированный» образ профессии, показать, что помимо дельцов и обманщиков (в юридической среде их часто называют «решалами») существуют вполне успешные юристы с честной репутацией.

Из этого обстоятельства необходимо сделать два важных вывода. Во-первых, ключевое значение для усвоения профессиональной этики имеет не столько продолжительность обучения, сколько его интенсивность, погруженность студента в профессиональную среду. Уже на втором курсе можно найти почти сформировавшихся юристов, тогда как некоторые не становятся юристами и после получения диплома.

Во-вторых, необходимо признать ведущую роль вузов в процессе формирования профессиональной позиции будущих юристов — в то время как существуют теории, согласно которым этические взгляды человека заканчивают формироваться еще в школе.

Разные вузы — разные этические нормы

Пространство для этического выбора у студентов-юристов не так велико. С одной стороны, они могут сделать выбор в пользу честного профессионального поведения и решить работать на репутацию, иногда вопреки тому, что видят вокруг себя. С другой — могут смириться с тем, что профессия юриста предполагает некоторую степень обмана, и просто начать зарабатывать так много денег, как это возможно.

Есть и третий вариант развития событий — столкнувшись с противоречием между намерением работать по правилам и наблюдаемой в реальности нечестной работой некоторых юристов, студент может решить уйти из профессии, ведь диплом юриста, как мы говорили ранее, рассматривается большинством студентов как полезный и в других сферах деятельности.

Каждый из описанных вариантов реализовывался в одном из трех изученных нами вузов. В профильном юридическом вузе СЗФ РАП сравнительно большое число студентов сделали выбор в пользу честной профессиональной репутации.

На юридическом факультете Высшей школы экономики у студентов-юристов не смогли сформировать сбалансированный образ профессии, но и мириться с такой репутацией студенты не захотели — в итоге сравнительно большее число юристов рассматривает возможность выхода из профессии.

Наконец, на юридическом факультете РУДН студенты не увидели большой проблемы в том, что общество не всегда доверяет юристам, и чаще соглашались с тезисом, что для юриста вполне приемлемо ставить личную выгоду на первое место.

Впрочем, важно уточнить, что все описанные взгляды на юридическую этику можно обнаружить у студентов на любом юридическом факультете, различия будут наблюдаться лишь в соотношении этих групп.

Каждый из описанных сценариев может привести студента в определенную рыночную нишу и не закрывает дорогу к профессиональному успеху. В России существует спрос как на юристов с высокой профессиональной репутацией, так и на профессионалов, способных «улаживать вопросы», выступая посредниками между клиентом и правоохранительными органами. В условиях, когда 99% судебных дел по уголовным статьям заканчиваются обвинительным приговором, первоочередной задачей адвоката является попытка не доводить дело до суда.

Автор — магистрант факультета социологии, стажер-исследователь Международного центра изучения институтов и развития НИУ ВШЭ

Новости и материалы
«Всегда отговорки»: названа причина, по которой «Спартак» не борется за медали
В Киргизии запретили электронные сигареты
Под Смоленском юноша попытался устроиться на удаленную работу и лишился сбережений
В Киеве частично прекратила работу система оповещения о воздушной тревоге
Первый гол Головина в сезоне принес «Монако» победу в чемпионате Франции
Студентка из Москвы слетала в Нижневартовск, чтобы отдать мошенникам почти миллион рублей
Фетисов сравнил Кубок Первого канала с Матчем всех звезд НХЛ
Поисковики нашли два советских самолета времен ВОВ под Новгородом
На Украине разрабатывают для молодежи новый формат контракта с ВСУ
Москвичка лишилась жилья и передала мошенникам 25,6 млн рублей
Москвич изнасиловал знакомую, а потом обокрал ее на 80 тысяч рублей
Сафонов попал в стартовый состав «ПСЖ» на матч чемпионата Франции
В Британии испугались, узнав о скорости полета «Орешника»
Гетц заявил, что не вернется к работе в конгрессе
39-летнюю Екатерину Варнаву высмеяли за волосатые туфли: «Подкрадули мечты»
Пашинян оценил отношение армян к сближению с ЕС
Петербуржец пришел в кафе и угрожал взорвать там боевую гранату
В Менделеевске главу УК оштрафовали за 300 пропущенных звонков от жильца
Все новости