Федеральная миграционная служба и Минэкономразвития подготовили поправки в закон «О Гражданстве РФ». Согласно этим поправкам, в упрощенном порядке гражданство будут получать иностранцы, вложившие в российскую экономику не менее 10 млн руб. Другой привилегированной категорией соискателей российского подданства станут зарубежные студенты — выпускники российских колледжей и вузов, после обучения проработавшие в России не менее трех лет. Об этом сообщает газета «КоммерсантЪ». По данным издания, эти поправки к ст. 14 закона «О гражданстве РФ» уже обсуждены в правительстве и вскоре будут внесены в Госдуму.
Причем если в первом случае речь идет о привлечении денег предпринимателей-инвесторов, то во втором — о человеческом капитале, мозгах миллионов иностранцев. По данным Министерства образования и науки, в российских вузах только в 2013 году обучались около 100 тыс. иностранных студентов.
На фоне торжества запретительного тренда в российском законодательстве и судьбы самого закона «О гражданстве РФ» эти инициативы могут оказаться вполне разумными. Все последнее десятилетие этот закон правился исключительно в запретительную сторону, превратив процедуру получения российского гражданства в заведомо нереальный или коррупционно-нелегальный процесс.
Сегодня относительно честный оставшийся способ – фиктивные браки иностранцев с гражданами РФ для получения временного разрешения на проживание. А потом, по прошествии пяти лет, шанс, да и то не стопроцентный, стать полноценным гражданином России.
Сейчас упрощенный порядок получения гражданства России действует лишь для граждан Белоруссии (у нас с ней, если кто забыл, несмотря на периодически вспыхивающие торговые войны и даже аресты российских топ-менеджеров белорусскими властями, Союзное государство), а также для русских, которые приезжают в Россию по программе переселения соотечественников. Эти категории граждан теоретически могут получить гражданство РФ за полгода. Но в обоих случаях речь идет об очень малом количестве людей — желающих же получить российское гражданство, в том числе среди миллионов нелегально живущих в России гастарбайтеров, гораздо больше.
Идея фактической продажи гражданства иностранным инвесторам за 10 млн руб. вполне вписывается в мировую практику — многие страны дают гражданство в упрощенном порядке тем, кто покупает там дорогую недвижимость или вкладывается в их экономику.
Вопрос в том, много ли найдется желающих и не будут ли российские власти сами отступать от этого правила: если какая-нибудь знаменитость вроде Жерара Депардье захочет стать гражданином РФ, с нее вряд ли потребуют вложений в российскую экономику.
Упрощенный порядок получения гражданства студентами — менее очевидная мера. Во-первых, этот порядок, если верить информации о характере поправок ФМС и Минэкономразвития, можно назвать упрощенным только по срокам. Ведь студенту-иностранцу надо будет минимум пять лет проучиться в России и еще три года поработать — то есть пройдет почти десятилетие, прежде чем он сможет рассчитывать на российский паспорт.
Во-вторых, хотя эта мера вполне вписывается в популярную у российских чиновников, но не слишком реалистичную идею привлечения в страну исключительно высококвалифицированных мигрантов, тут тоже есть некоторые сомнения. За редкими исключениями Россия пока популярна прежде всего у потенциальных студентов из далеко не самых развитых стран. Такая практика сложилась еще в советские времена, когда СССР учил иностранных студентов из стран третьего мира фактически по бартеру — в счет своего долга перед ЮНЕСКО.
Тем не менее,
попытки расширить возможности для получения российского гражданства в нашей стране, испытывающей очевидную нехватку трудовых ресурсов и рискующую столкнуться с демографическим кризисом и крахом пенсионной системы, можно приветствовать.
В конце концов стран, гражданство которых является желанным для сотен тысяч или миллионов иностранцев, в мире не так уж много. Почему бы и не поторговать таким ценным товаром? Это повод для национальной гордости — миллионы людей искренне хотят легально жить в нашей стране.
Однако, как и всегда, результат будет зависеть от правоприменительной практики: у миграционных служб и полиции в России богатый опыт превращения миграционной политики в инструмент личного ежедневного обогащения за счет поборов. Вузы, увы, тоже нельзя назвать сферой, свободной от коррупции. Поэтому фиктивные иностранные студенты, которые потом станут фиктивными работниками ради получения российского гражданства, — вполне реальный вариант.
Главное, чтобы Россия не пошла на дальнейшее ужесточение миграционного законодательства, что на фоне нашей внешней и внутренней политики явно смотрелось бы как строительство нового «железного занавеса». С этой точки зрения нынешние поправки ФМС и Минэкономразвития в закон «О гражданстве» — однозначное благо.