Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин покидает свой пост. Поправки в закон, позволяющие ему избраться на третий срок подряд, вноситься не будут. Лукин занимал пост уполномоченного по правам человека десять лет. В 2009 году он был утвержден в этой должности на второй срок. 18 февраля полномочия омбудсмена истекают.
При этом закон запрещает одному и тому же лицу занимать должность уполномоченного по правам человека более двух сроков подряд — точно так же, как и президенту страны. Но, в отличие от Путина, своего Медведева у Лукина нет.
Да и возраст вряд ли бы позволил ему (Лукину — 76) вернуться через пять лет, оставив «преемника». Так что сегодня за этот пост началась вполне публичная политическая борьба.
Еще 16 января группа известных российских правозащитников, в том числе Людмила Алексеева, Валерий Борщев, Светлана Ганнушкина, обратилась с открытым письмом к президенту России с просьбой снять законодательные ограничения для третьего срока Лукина. Сам Лукин считает, что лучше всех на этом посту его заменит Элла Памфилова, в свое время возглавлявшая Совет по правам человека при президенте и покинувшая его из-за разногласий с Путиным.
Сейчас уполномоченный по правам человека назначается Госдумой по предложению президента, Совета Федерации или думских фракций. При этом омбудсменом по закону должен быть человек старше 35 лет, «имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты».
Первыми заявили о выдвижении своих кандидатов единороссы. «Решением фракции поддержано выдвижение двух кандидатур — Николая Булаева и Павла Крашенинникова», — заявил вице-спикер Госдумы Сергей Железняк по итогам заседания президиума фракции. То есть партия власти выдвигает не просто зависимых политически людей, но еще и крупных партийных функционеров, тесно встроенных в систему власти: Крашенинников — член фракции «Единая Россия», глава комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, Булаев — первый заместитель главы думской фракции ЕР.
Дело не в том, разбираются ли Крашенинников и Булаев в законах. Опыта защиты прав и свобод человека и гражданина они точно не имеют: такой опыт, мягко говоря, не востребован у тех, кто хочет делать политическую карьеру в партии власти. Дело в том, что нормальный омбудсмен вообще не должен представлять партию власти и другие парламентские партии, давно уже ставшие частью системы, штампующей спущенные сверху законы.
Омбудсмен не просто не должен быть лоялен власти. Важно, чтобы он принципиально не стремился дружить с властью, разговаривать с ней заискивающе-просящим тоном.
В противном случае уполномоченный по правам человека рискует превратиться либо в свадебного генерала, либо в придворного шута, который пытается уломать царя хотя бы раз проявить милость. Политическая независимость от режима для омбудсмена — ключевое профессиональное качество для эффективной работы на этом посту.
Более того, важно понимать принципиально отличие между омбудсменом и Советом по правам человека при президенте. Совет по самой своей сути является совещательным органом: глава государства совершенно законно в любой момент может просто упразднить его. А институт омбудсмена изначально имеет политическую автономию от всех ветвей власти. У главного правозащитника страны есть законное право в некотором смысле нападать на власть, требовать от президента соблюдения законов в отношении конкретных людей.
Собственно говоря, в нынешней системе власти омбудсмен вообще единственный человек, который имеет право что-то требовать от главы государства.
Лукина провластные политики обвиняли в том, что он сосредоточился на резонансных уголовных делах с политическим оттенком (впрочем, сама власть отрицала политический характер этих дел), якобы не защищая права «простых людей».
Но в защите прав человека в принципе не может не быть культа частных случаев. Это всегда попытка отстоять частные судьбы людей, попавших в жернова безжалостной государственной машины.
Трудно себе представить представителей «Единой России», «Справедливой России», ЛДПР и даже КПРФ, которые делают президенту честный доклад о правах человека в стране, — такой доклад омбудсмен обязан предоставлять ежегодно.
Или что они не будут использовать свою должность для контрпропаганды при попытках других стран обвинить Россию в нарушении прав человека (как это делает, к примеру, уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов): для того чтобы говорить миру «зато у вас негров линчуют», у нас есть другие государственные структуры.
От того, кто станет новым омбудсменом, во многом будет зависеть весь политический климат в стране. Имя нового уполномоченного по правам человека покажет, будет ли наша политика действительно конкурентной, станут ли государственные институты работающими, а не формальными. Или же продолжится цементирование остатков всего живого на политическом поле.