Первое — демография членов академии. Согласно исследованию, проведенному Los Angeles Times два года назад, средний возраст 5765 членов организации – 62 года, 94% из них – белые, 77% — мужчины. Академиков младше 50 лет – всего 14%. Кино, особенно в США, – индустрия, работающая с духом времени. Академия готова к обновлению – за 2013 год в ее состав было принято 452 новых члена (целая Госдума с хвостиком), но процесс, похоже, займет долгие годы. Белых среди новичков – 93%, мужчин – 76%. То есть академия всего-то поступилась 1% новоприбывших за год.
Забавный факт: в 2012 году была введена электронная система голосования, и многие академики с ней просто не справились. Специально ради них пришлось даже продлить сроки сбора анкет.
Второе — цены на рекламу во время церемонии растут из года в год, не обращая внимания ни на экономические кризисы, ни на рейтинги трансляции. В 2014 году тридцатисекундный ролик обойдется рекламодателям в $1,9 млн. 15 лет назад он стоил бы 1 млн, а 25 лет назад – всего 360 тыс.
Третье и самое главное — вплоть до 2013 года рейтинги церемонии драматически падали. Десятилетие с 1991 по 2001 год было для «Оскара» самым успешным: ежегодно церемонию смотрело в среднем 45,92 млн американцев. Больше – только у Суперкубка по футболу. Пики пришлись на годы, когда побеждали самые народные фильмы – «Титаник» (1998 год, 55,25 млн зрителей) и «Форрест Гамп» (1995 год, 48,28 млн зрителей).
В нулевых «Оскар» увлекся награждением высоколобого кино, и за десятилетие 2003–2012 средний рейтинг упал до 38,48 млн зрителей. Единственный подъем (43,53 млн зрителей) случился в 2003 году, когда победил «Властелин колец: Возвращение короля». А главный провал произошел в 2008 году: триумф «Старикам тут не место» братьев Коэн заинтересовал всего 32 млн американцев.
Таким образом, в последние годы Киноакадемия столкнулась с классической проблемой любой несменяемой геронтократии. Рейтинги доверия падали, денежные потоки сокращались (да, цена рекламного продукта росла, но рынок сбыта сужался), назревали реформы.
Американская киноиндустрия во многом оказалось похожей на российскую политическую систему.
К выборам-2013 академики провели целый комплекс либеральных реформ, и явка зрителей на «Оскар-2013» наконец-то перевалила за давно забытые 40 млн. На 35% выросла доля молодежи – отчасти ее затянул ведущий Сет Макфарлейн, гений пошлости, создатель «Гриффинов» и «Тэда».
Заигрывание с аудиторией MTV при этом велось и на более глубоком уровне. В основных номинациях с ветераном Спилбергом сражался – и победил – модный Бен Аффлек. 22-летняя Дженнифер Лоуренс взяла «Оскар» за лучшую женскую роль. Кристоф Вальц во второй раз получил «Оскар» за роль второго плана, обставив Роберта Де Ниро, Томми Ли Джонса, Алана Аркина и Филипа Сеймура Хоффмана. Талантливая молодежь победила классиков почти во всех номинациях – включая и приз за лучшую песню для 25-летней британки Адель.
Другим фактором успеха стала либерализация основного конкурса: на звание лучшего фильма года среди прочих претендовали французская «Любовь», британские «Отверженные», восточный (хоть и сделанный в США) эпос «Жизнь Пи». «Любовь» Михаэля Ханеке при этом имела номинации на премии за лучшую режиссуру, лучшую женскую роль, лучший сценарий и лучший иностранный фильм. Для европейского артхауса – немыслимая честь. Победа фильму в итоге досталась только в родном гетто – категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Таким образом, Голливуд показал, что европейская оппозиция в конкурсе ему нужна только для видимости реформ.
Но в первую очередь зрителей привлекли обещания сенсаций. «Оскар» за лучшую женскую роль могла получить либо 9-летняя чернокожая девочка Квинзан Уоллис, либо 86-летняя европейка Эммануэль Рива, чье количество номинаций уже стало рекордом. Дэниел Дэй-Льюис оказался первым в истории мужчиной с тремя «Оскарами» за главные роли. Режиссер Бен Зайтлин (фильм «Звери Дикого юга») мог стать самым молодым дебютантом в мире, добившимся престижной награды. «Франкенвини» Тима Бертона имел шансы оказаться первым американским кукольным мультфильмом, взявшим «Оскар». А остроумнейшая, но все-таки невеликая комедия «Мой парень — псих» стала первым фильмом в истории, представленным во всех четырех актерских категориях.
В общем, «Оскар» обещал гром сенсаций, а обернулся триумфом простоты, иронии и авантюризма – простого, но виртуозно сделанного американского искреннего кино.
В борьбе трех сложнейших предельно политизированных фильмов об истории США – «Линкольна» Спилберга, «Цели номер один» Кэтрин Бигелоу и «Арго» Бена Аффлека – победил последний. Самый компромиссный, самый сказочный и самый, кажется, бесполезный для нации в плане рефлексии. Зато веселый, авантюрный и модный. Из трех киномифов о стране академики вручили награду самому безопасному и патриотичному. Он же получил приз за лучший сценарий, хотя написанный лауреатом Пулитцеровской премии Тони Кушнером 9000-страничный текст «Линкольна» выглядел как минимум компетентнее.
В «детском» конкурсе мультфильмов были представлены четыре оригинальные и сложные работы – «Франкенвини», «Пираты: Банда неудачников», «Ральф», «Паранорман». В них поднимались и тема смерти, и тема инвалидности, и тема жизненного поражения. Но победила простодушная «Храбрая сердцем».
И так далее, и тому подобное. Подводя итоги той церемонии, можно сделать несколько наблюдений, которые, опять же, по иронии судьбы напомнят большую политику. Выдумали большую оппозицию, а на деле она оказалась марионеточной. Пустились в популизм и раздали все премии молодежи – чтобы никто не говорил, что 62-летние геронтократы отстали от жизни. Почти всей старой гвардии предложили какую-то компенсацию: своих все-таки не сливают. В вопросах оценки и поощрения политического кино остались на позиции консерватизма.
В 2014 году зрителей, похоже, ожидает та же ловушка.
Киноакадемия обновляется вместе со страной и в чем-то даже опережает ее: в 2013 году президентом организации впервые стал чернокожий академик. К тому же женщина — Шерил Бун Исаакс. Женщина, правда, не первая – до нее были Бэтти Дэвис и Фэй Канин.
А ведущим в этот раз впервые станет ЛГБТ-икона Эллен Дедженерес. Таким решениям обычно предшествуют тщательные маркетинговые исследования. Раз позвали, значит, рейтинги будут расти.
На лучший иностранный фильм претендует не только Дания с фильмом про травлю обвиненного в педофилии мужчины («Охота»), но и Камбоджа («Исчезнувшее изображение») и Палестина («Омар»).
В мультипликации кроме «Диснея» представлены бельгийская акварель («Эрнест и Селестина: приключения мыши и медведя») и японский классик Хаяо Миядзаки («Ветер крепчает»).
В основном конкурсе по многим прогнозам лидирует «12 лет рабства» — этюд о человеческом достоинстве чернокожего раба. В мужском конкурсе наивысшие шансы у Мэттью Макконахи, сыгравшего больного СПИДом мужчину в «Далласском клубе покупателей». У его партнера по фильму, играющего транссексуала Джареда Лето, хорошие ставки в борьбе за «Оскар» за роль второго плана. В той же номинации может победить выходец из Сомали Бархад Абди, сыгравший пирата в «Капитане Филипсе».
При этом в конкурсах представлены и народные любимцы – Том Хэнкс, Леонардо ДиКаприо, все та же Дженнифер Лоуренс, Сандра Буллок, Мэрил Стрип, Брэдли Купер, Джулия Робертс, режиссер Мартин Скорсезе.
Ну и, конечно, на всех этих мудрецов снова довольно простоты, которую в этом году символизирует номинированный на десять премий фильм «Афера по-американски» Дэвида О. Расселла. Этот режиссер — настоящий виртуоз искреннего кино, и его новая картина во многом рифмуется с оскароносным «Арго».
Драматургия прошлого года, таким образом, повторяется почти дословно. Старые волки против молодой шпаны. Настоящие реформы против ложного популизма. Традиции против экспериментов. Понаехавшие против коренных. Сенсации против предсказуемости.
Вопрос в том, повторится ли развязка.
Кажется, да.