Уходящий год был «урожаен» на катастрофы и прочие бедствия – как техногенного, так и рукотворного характера. Саяно-Шушенская ГЭС, «Невский экспресс», пермская «Хромая лошадь»… И все это на фоне постоянных пожаров (15–18 тысяч гибнущих каждый год, в 3–5 раз больше, чем в Европе) и настоящей эпидемии ДТП (гибнут 35 тысяч человек – в 2,5 раза больше, чем в Европе).
О причинах череды непрерывных трагедий сказано много, и в основном правильно: вопиющий непрофессионализм чиновников и их полная безответственность за результаты своей деятельности. И, конечно, износ и постепенное разрушение всего, что было построено за годы советской власти:
уже 20 лет толком не ремонтируются коммунальные, промышленные и энергетические объекты.
Правда, возникает вопрос: а почему не ремонтируется оборудование – ведь 8 лет Россия купалась в нефтедолларах, и они тратились (и сейчас, в разгар кризиса, тратятся) на всякую ерунду? И отчего чиновники непрофессиональны и безответственны? А оттого, что созданная в последние годы «властная вертикаль» не дает возможности заниматься реформами, модернизацией, развитием экономики и социальной сферы. Будь у власти хоть ангелы во плоти — они и то ничего не смогли бы сделать.
Госструктуры окончательно превратились в коммерческие организации непроизводительного типа, нацеленные на извлечение сверхприбыли. Каждая из них монополизировала тот или иной сектор, в котором имеются финансы.
Технологические и прочие катастрофы – следствие этого бесконтрольного вывода средств из активов предприятий, коммунальных служб и госструктур всех уровней. Фактически осуществилась золотая мечта позднесоветского чиновничества, угробившего советскую власть ради того, чтобы жить так, как западные бизнесмены, но при этом не нести ни за что ответственности.
Чтобы не валить все в кучу, вспомним аварию на Саяно-Шушенской ГЭС. После нее многие начали задаваться вопросом: виноват ли Анатолий Чубайс – многолетний глава РАО ЕЭС и реформатор энергетики? Вывод представителей власти известен: не виноват. Да, он не приказывал передать обслуживание станции фирмочкам, принадлежащим руководству СШ ГЭС, не запрещал ремонтировать изношенное оборудование и не разрешал его варварски эксплуатировать. Но он и не препятствовал такой, по сути, воровской схеме управления как пострадавшей ГЭС, так и тех, которых пока миновала сия чаша. А вот в этом Чубайс виноват лично.
Но настоящая его вина куда больше. РАО ЕЭС получило в наследство советские тепло- и гидроэлектростанции – памятники небрежения к стране, к ее жителям, к ее природе. Ради удовлетворения амбиций безграмотных советских вождей, ради звездочек героев соцтруда и связанных с ними благ перекрывали Волгу и Енисей, строили гигантские топки, пожирающие миллионы тонн угля и мазута, отравляющие все кругом. Тех, кто спроектировал и построил Куйбышевскую, Красноярскую и Саяно-Шушенскую ГЭС, надо бы отдать под суд как преступников. И,
создавая стратегию развития энергетики на будущее, главный энергетик был обязан выдвинуть принципиально новую концепцию. Благо в России давно – с 50-х годов – разрабатываются проекты строительства новой энергетики – более эффективной, менее затратной, не такой опасной, менее вредной для людей и природы.
Это мини-ГЭС на малых реках. Их сооружение не требует больших средств и трудозатрат, они наносят минимальный вред природе, быстро строятся и окупаются. Сколько за последние годы построено таких станций? Ни одной. Зато быстрыми темпами достраиваются две гигантские ГЭС на Ангаре и Бурее – абсолютно советского типа. Более того: готовится строительство сверхгигантской Туруханской ГЭС – самый безумный энергетический проект всех времен и народов. Чудовищная плотина должна быть возведена в безлюдной тайге, а электроэнергия – передаваться аж за тысячу километров, на Урал (горные реки Урала почему-то для строительства ГЭС не рассматриваются). Стоимость работ невероятна, на строительство этого монстра уйдет 18 лет, тайгу вырубят, реку отравят… А электроэнергия будет теряться при передаче. Такой вот проект, достойный хрущевской гигантомании, но не «отца российского либерализма».
РАО ЕЭС и ее наследникам – региональным энергомонополиям – не интересны и бездымные тепловые электростанции. Не интересны ветровые, солнечные, приливные, геотермальные, биогазовые и метановые электростанции. Вдумаемся: производство электроэнергии в России в 2008 году составляло 1023,3 млрд кВт•ч. Экономически рентабельный потенциал малых рек – 493 млрд кВт•ч, станций на биогазе – 140–150 млрд кВт•ч, примерно такой же – у геотермальной и приливной энергетики. Метан мог бы обеспечить электроэнергией все угольные регионы страны (а это чуть не половина России). А ветряки могут дать стране 6,2 трлн кВт•ч – вшестеро больше, чем вся современная энергосистема!
Спроектированные в советские времена Пенжинская и Тугурская приливные, Ставропольская геотермальная электростанции заброшены. Вся Европа покрыта ветряками, а в России – 19 штук в Калининградской области, 4 в Башкирии, один в Мурманской области, 2 на Командорских островах. Есть один на Чукотке… Единственная бездымная ТЭС десять лет назад построена в Ленинске-Кузнецком, но не энергетиками, а угольщиками. В Китае больше миллиона установок на биогазе, а в России одна, маломощная, работает в Омске, одна, самодельная, — в Бурятии. Еще одна (тоже маломощная) заработала на Курьяновских очистных сооружениях Москвы. В ее строительстве энергокомпании опять же не участвовали… Почему все так?
Проекты и расчеты строительства перечисленных энергообъектов, выгодных стране во всех отношениях, существуют уже 30–40 лет. Нынешние энергетики о них не знают? Знают отлично. Но проектируют нового енисейского гиганта. Причина проста: «энергомелочь» не принесет им денег в привычном режиме – много и сразу.
Поставит энергокомпания ветряк в селе или мини-ГЭС в поселке – и что? Заказ дешевый («пилить» нечего), доходы копеечные…
РАО ЕЭС была образована для создания стратегии развития энергетики, но вместо этого под маркой коммерциализации разделилась на локальные монополии, беспощадно и зачастую неграмотно эксплуатируя советское наследие.
Трагедия на СШ ГЭС, да еще на фоне дикого Туруханского мегапроекта – это свидетельство отношения генералов от энергетики к своей стране. Это и свидетельство того, насколько способны госструктуры, превратившиеся в неформальные ЗАО, решать проблемы России. Неужели кто-то поверит, что после аварии на СШ ГЭС улучшилось качество управления и усилены меры безопасности на других электростанциях, что оттуда повыгоняли фирмы-подрядчики, которыми руководят жены, дети и племянники энергобоссов? Разве только наивные люди.
Авария на СШ ГЭС выбрана в качестве модельной, потому что энергетическая отрасль все же что-то производит, что-то строит. Если же взять другие коммерческие фирмы, которыми стали госструктуры, тут и говорить не о чем.
Например, недавно представитель госкорпорации «Росавтодор» отвечал на вопросы граждан. На вопрос, почему не приведут в порядок федеральную трассу «Лена», он ответил так: эта автодорога – дублер железнодорожной линии, поэтому то, что автомобили регулярно вязнут на автотрассе – следствие нежелания пользоваться «железкой». То есть товарищ, отвечающий за дорожное строительство, не в курсе, что трасса «Лена» идет на Якутск и далее на Магадан, до которых никакие железные дороги не доходят! Это тоже свидетельствует об отношении чиновника к порученному делу: ему – о том, что дорогу не чинят, он в ответ: а нечего ездить. Значит, он занят совершенно другими проблемами, а не строительством дорог.
То же и в других отраслях. Выходят из строя теплотрассы, тысячи людей мерзнут? Естественно: перед каждым ДЭЗом стоит пара «Мерседесов», вот на зарабатывание денег и уходит время и силы коммунальщиков. На дорогах творится бог знает что – потому что ЗАО ГАИ занято не проблемами дорожного движения, а облегчением кошельков водителей. Армия теряет боеспособность – не удивительно: ЗАО «Вооруженные силы РФ» озабочено тратой госсредств, выделяемых на его содержание, а попутно продажей или сдачей в аренду своих активов (например, крейсера «Аврора» и помещения, где была сгоревшая «Хромая лошадь»).
Система выстроена и отлажена. Как ее реформировать, если любые реформы – это покушение на огромные доходы чиновных бизнесменов? Устоявшаяся система власти будет яростно сопротивляться на всех уровнях – от министерств и Федерального собрания до последнего ДЭЗа и отделения милиции.
А сопротивляться она умеет, что доказали провалы и реформы местного самоуправления, и крах т. н. нацпроектов. Уповать на строгие меры против непрофессионалов, расхитителей и коррупционеров бессмысленно: скажем, деятельность тех же энергокомпаний коррупцией не считается. Да и кто будет бороться со всеми этими безобразиями – ЗАО МВД и ЗАО «Генпрокуратура»? Президент с телеэкрана говорит, что места в Госдуме продаются и покупаются – и ничего! А ведь он указал не только на вопиющие, почти нигде в мире не возможные преступления, но и, по сути, назвал преступников. Министр внутренних дел возмущается тем, на каких машинах ездят его подчиненные – и опять же никаких последствий.
Сейчас власти пытаются навести порядок: заставить чиновников заполнять декларации о доходах (пока из этого получается бог знает что), вводить открытость госзаказов. Тут нужна политическая воля, незаурядная храбрость (за сохранность таких доходов расправятся с кем угодно). Поэтому, если власть действительно намерена сломать существующую систему, ей необходима мощная общественная поддержка, политический и силовой инструментарий проведения модернизации.
Но все это делать необходимо.
Или готовиться к новым катастрофам.