Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Бананы стратегической дружбы

Роман России с левыми латиноамериканскими режимами, похоже, далеко не кончен

Зачем финансировать и фактически бесплатно вооружать страны, которые торгуются с нами на тему признания Южной Осетии и Абхазии, понятно только Кремлю, который вслед за Венесуэлой и Никарагуа готов обласкать и одарить Эквадор.

В преддверии визита президента Эквадора в Россию латиноамериканская, а вслед за ней и российская пресса сообщали: Рафаэль Корреа летит в Москву за кредитами, оружием и инвестициями, в обмен на которые готов признать Абхазию и Южную Осетию. Якобы на саммите левых латиноамериканских стран в Кочабамбе такая договоренность была достигнута между эквадорским лидером и Николаем Патрушевым. Прецеденты есть: Никарагуа признала эти страны за $1 млрд, Венесуэла – за $2,2 млрд. О том, что подобная форма дипломатической поддержки новых закавказских республик, мягко говоря, чрезвычайно экзотична, не сказал только ленивый.

Первый в истории визит президента Эквадора выглядел так, как будто в нашу страну приехал старый, испытанный друг. Президент Дмитрий Медведев, встречаясь с коллегой, сказал: «Эквадор для нас – уже один из стратегических партнеров». Это серьезное заявление, тем более что на данный момент маленькая страна в Андах поставляла в Россию бананы, цветы, какао, кофе

(интересно, что, освещая визит, все СМИ указали, что Эквадор поставляет в Россию, но узнать, что эта страна получает от нас, оказалось невозможно). Но Эквадор намерен резко расширить сотрудничество: его интересуют инвестиции «Зарубежнефти», поставки оборудования для ГЭС. И, конечно, оружие. О двух вертолетах Ми-17 договоренность уже достигнута, а источник в «Ростехнологиях» сообщил прессе, что в перспективе речь может идти о поставке Эквадору до шести истребителей Су-30МК2, еще нескольких вертолетов и систем ПВО.

По итогам переговоров Корреа не сделал заявления о признании Абхазии и Южной Осетии. Судя по всему, аппетиты эквадорского лидера показались Кремлю чрезмерными (вряд ли правы политологи, говорящие о нежелании Кито портить отношения с США). Но торг еще будет продолжаться, так как инвестиции в эквадорскую экономику не идут, а финансовая помощь Венесуэлы уменьшается. Тем более что есть прецедент: Уго Чавеса много месяцев уговаривали признать Сухуми и Цхинвали, а он торговался, пока Москва и Каракас не пришли к соглашению о цене вопроса. Скорее всего, с Эквадором повторится эта схема, так как «роман» России с левыми латиноамериканскими режимами, похоже, далеко не кончен. На итоговой пресс-конференции Корреа заявил, что если Абхазия и Южная Осетия официально обратятся к Эквадору с просьбой о признании, таковая просьба будет рассмотрена. Обе республики немедленно объявили о том, что просьба будет, и скоро.

О новом «стратегическом партнере» России в Южной Америке у нас известно немного. В основном то, что Корреа ввел страну в Боливарианский альянс (АЛБА), созданный Фиделем Кастро и Уго Чавесом, да о его конфликте с Колумбией. Так что партнерство придется начинать практически с нуля.

Нефтегазовое сотрудничество с Эквадором вряд ли принесет России большие выгоды: инвестиционный климат в этой стране таков, что иностранные компании сворачивают там свою деятельность.

Это связано с высокими налогами, управленческой неразберихой и ненадежностью эквадорских партнеров. Например, в 2007-м Корреа объявил дефолт, и инвесторы потеряли все. В 2008-м президент выступил с необычным предложением: международное сообщество должно платить его стране $3 млрд в год за отказ от бурения нефтедобывающих скважин в Амазонии. «Зарубежнефти» и другим российским компаниям надо бы задуматься, стоит ли инвестировать в страну, лидер которой выступает с подобными инициативами.

Но в первую очередь нежелание иностранцев работать в Эквадоре связано с политическими рисками. С 1997 по 2006 годы Эквадор сотрясали непрерывные бунты и перевороты, а с начала 2007-го страной правит ее нынешний лидер. Он опирался на поддержку Чавеса, а внутри страны – на левый «Альянс-страна», базой которого была Конфедерация индейских национальностей Эквадора (КИНЭ). С прошлого года КИНЭ отказала Коррее в доверии, а в сентябре текущего года вступила с властями в жестокий конфликт. Индейцы блокировали дороги, строили баррикады и сражались с полицией: таким образом они протестовали против закона о добыче воды и нефти, считая его попыткой отчуждения их земель. С обеих сторон были убитые и раненые. «Сегодня диктатор – президент Корреа – объявил гражданскую войну национальной эквадорской Амазонии», — заявила КИНЭ в письме в ООН и объявила, что страна находится в «состоянии восстания». Это очень серьезно, потому что именно КИНЭ в 2000-м свергла президента Хамиля Мауада и 2002-м поставила у власти Лусио Гутьерреса, а в 2005-м свергла и его. Теперь КИНЭ борется с очередным своим ставленником – Рафаэлем Корреей. Другие партии и движения, ослабленные хаосом, переворотами и репрессиями прошлых лет, почти сошли с политической сцены.

Корреа, опираясь на силу, может подавить оппозицию, но добывать нефть в Амазонии, где вооруженные повстанцы бьются с полицией, будет крайне рискованно.

Впрочем, экономические контакты со странами АЛБА вообще удаются плохо: недавно «Газпром» без объяснения причин свернул работы на месторождении «Урумако-2» в Венесуэле. Нефтегазовые проекты в Боливии тоже буксуют, а строить или добывать что-то на Кубе и в Никарагуа российские компании не решаются: наверное, опыт советских времен подсказывает им, что лучше за это вообще не браться.

У Эквадора – очень тяжелые отношения с Перу и Колумбией. С первой – нерешенный территориальный конфликт, приведший в XX веке к трем войнам. Со второй дело чуть не дошло до войны в марте прошлого года, когда колумбийская авиация уничтожила в эквадорском приграничье базу колумбийских повстанцев из ФАРК. С тех пор Корреа постоянно клеймит «агрессоров» и требует извинений. Хотя это ему следовало бы извиняться, да еще объяснить, на каком основании на территории его страны (имеющей, кстати, сильную армию) находятся лагеря террористов-наркоторговцев из соседнего государства. И особенно интересно, с чего это он так им сочувствует. Наверное, оттого, что на партизанской базе, уничтоженной колумбийцами, в руки коммандос из соседней страны попали документы, свидетельствующие о связях ФАРК с Чавесом – другом Корреи.

Особое внимание стоит обратить на желание Рафаэля Корреи получить Су-30. Сам он это объясняет так: «Речь не идет о наращивании вооружений эквадорской армией, но техника, которая у нас есть, уже не подходит для решения стоящих целей. Иногда полет на самолете наших вооруженных сил сопоставим с самоубийством». Звучит убедительно, да только фактами не подтверждается. Вдобавок к не новым, но вполне боеспособным Mirage и Kfir Эквадор совсем недавно получил от Чавеса еще 6 единиц, доведя общее количество истребителей до 40. У Перу в наличии – 36 истребителей, в том числе 9 – безнадежно устаревшие Су-22. У Колумбии – 20 точно таких же Mirage и Kfir, как и у Эквадора (колумбийские военные почему-то не считают эти самолеты устаревшими, а полеты на них – самоубийственными).

Тем временем в июле текущего года Эквадор заключил контракт с Чили на покупку еще 14 Mirage, а сентябре – с ЮАР о закупке еще 12 машин такого же типа. Значит,

и без наших самолетов у Эквадора с ближайшее время будет 66 истребителей, то есть намного больше, чем у потенциальных противников, вместе взятых! А если Корреа получит Су-30, – а это один из самых мощных в мире боевых самолетов, – эквадорские ВВС станут доминирующими в регионе.

Кстати, Коррее и этого мало: перед поездкой в Москву он заявил, что «готов принимать подарки в виде боевых самолетов от любых стран, будь то Венесуэла, Колумбия, США или Израиль». Возникает вопрос: куда же столько маленькому Эквадору?

Если техника, которая уже имеется у Эквадора, «не подходит для решения стоящих целей», возникает вопрос: а каковы эти цели? Тут стоит упомянуть, что Чавес постоянно выступает с угрозами в адрес Колумбии и Гондураса, а в последнее время – еще и Гайаны. Еще один боливарианец — Эво Моралес — высказывает территориальные претензии к Чили и конфликтует с Перу, где нашли убежище его политические противники. Получается, что в Латинской Америке ситуация чревата серьезными конфликтами, и нельзя исключить их перехода в «горячую» фазу.

Конечно, подозрения в агрессивных намерениях – не повод сворачивать сотрудничество и не продавать оружие таким странам, как Эквадор. Но одно дело – поставлять вооружения союзникам (в этих случаях можно и кредиты под это давать, и даже при необходимости передавать технику бесплатно). А

зачем финансировать и фактически бесплатно вооружать страны, которые торгуются на тему признания наших союзников, – это совершенно непонятно.

Будь Эквадор действительно союзником России, стоило бы помочь ему строить плотины и дороги, как, например, в 70-е годы это делалось в Перу. Да только об экономических и социальных проектах в Эквадоре ничего не слышно.

Этим, кстати, Корреа отличается от Чавеса, который – пусть плохо, мало, не то и не там, – но что-то строит. После бравого венесуэльца хотя бы останутся дома, дороги и мосты, а эквадорский президент правит три года, но пока только говорит. О «социализме XXI века», о борьбе с американским империализмом, о происках зловредных Колумбии и Перу. И только когда появляется надежда на безвозвратные кредиты и бесплатные самолеты – о «друге-России». Так что называть Эквадор стратегическим союзником России явно преждевременно.

Новости и материалы
Российские генетики утроили эффективность лечения одного из типов рака
В Сумах на Украине произошли взрывы
Синоптик пообещал москвичам минусовые ночи до начала декабря
Земные микробы успешно прижились на грунте с астероида Рюгу вопреки усилиям ученых
Путин поздравил Кустурицу с 70-летним юбилеем
В США сообщили об увеличении госдолга страны
Медведев заявил о сохранении всех соцобязательств перед россиянами
В МИД России не исключили, что Трамп встретится с лидером КНДР
В Липецкой области объявлен красный уровень опасности из-за БПЛА
В США провели исследование о влиянии грязного воздуха на развитие рака
В небе над Курской областью сбили две ракеты и почти 30 дронов
Медведев заявил, что РФ не планировала рост военных расходов в бюджете
Белый дом планирует сохранить «наследие Байдена»
В Крыму оценили реакцию Запада на испытание «Орешника»
В ОАЭ начали поиски пропавшего посланника движения «Хабад»
Россия и Белоруссия продлили договор о сотрудничестве в сфере экспорта нефти
В Курской области предупредили об угрозе ракетной опасности
В Раде призвали не ждать санкций против России «как появления нового iPhone»
Все новости