Председатель Мосгордумы Владимир Платонов выступил за ужесточение законодательства о проведении митингов, шествий и других публичных акций. «Опыт Москвы таков, что на мероприятие одной политической силы приходят представители других политических убеждений со своими плакатами, поэтому митинг становится прекрасным местом для провокаций», — заявил он на очередном заседании Мосгордумы.
Дабы избежать конфликтных ситуаций и провокаций, по мнению Платонова, можно было бы заранее согласовывать темы транспарантов, используемых на публичных мероприятиях.
Кроме того, московский спикер считает необходимым строже следить за соответствием анонсируемого количества участников акции реальному: «Организатор, например, заявляет 3 тысячи участников, а приходят намного меньше. При этом город готовится к большему числу митингующих и несет тем самым большие затраты. Возможно, организаторы таких акций намеренно вводят в заблуждение власти».
Пока Мосгордума, принявшая поправки в закон «Об обеспечении условий реализации прав граждан РФ на проведение в Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований», платоновские предложения в документ не включила. Но к последнему чтению, вполне возможно, исправится. К тому же, учитывая, что московский спикер крайне редко проявляет собственную политическую инициативу, зато часто озвучивает идеи столичной исполнительной власти, в частности, мэра Юрия Лужкова.
Передовой московский опыт могут взять на вооружение и в других регионах России и распространить на федеральный уровень.
У нас до сих пор без проблем проходят только редкие инициированные властью акции в ее поддержку. Во всех остальных случаях даже действия организаторов в строгом соответствии с законом повсеместно наталкиваются на противодействие властей.
Желание российских властей и властей Москвы как самого крупного, столичного, а потому потенциально самого активного политически города страны, оградить себя от уличных акций протеста, вполне понятно. Но формы, в которых проявляется это желание, абсурдны и неэффективны. Что это за акция протеста, если ее участники заранее согласовывают с властями содержание транспарантов? Разрешит ли московская мэрия проводить акции под лозунгами отставки Путина, Медведева, Лужкова или с руганью в адрес этих государственных мужей, если организаторы наивно предоставят мэрии подобные транспаранты заранее? Опять же, что это за проблема, на которую ссылался Платонов, оправдывая свои поправки к закону о митингах, если организаторы заявляют 3 тысячи участников, а приходит в разы меньше? У нас и так на каждой подобной акции милиции и ОМОНа намного больше, чем протестующих. А если митингующих меньше, чем обещано — властям даже лучше: легче поддерживать порядок.
Кризис, увеличивающий вероятность роста протестной активности населения, — вовсе не повод для ужесточения законодательства о митингах. Оно просто не будет соблюдаться.
Можно дать на согласование одни транспаранты, а прийти с другими. Можно, как это было во время недавнего «Марша согласных» в Питере, превратить в протест мнимую поддержку власти. Там мероприятие с абсолютно проправительственными лозунгами, охотно и без привычных для «Маршей несогласных» попыток властей загнать протестующих на окраины города было согласовано мэрией. Но потом шествие прекратила милиция, которую смутил триколор с лозунгом «Мы согласны на все» и «лики» Путина в образе православного святого. «Мы за рост цен на продукты питания, мы за рост тарифов ЖКХ, мы за рост пошлин на иномарки, мы готовы работать 12 часов в сутки», — скандировали участники акции. Картину этого шутовского протеста под видом одобрения действий власти дополнял самодельный крест с надписью «Кризис, который все мы должны «вынести». Говорят, задержанных милиция потом штрафовала за «переход улицы в неположенном месте».
В ситуации кризиса, когда привычная незатейливая пропаганда успехов государства входит в непреодолимое противоречие с реальностью даже для слепо верящих официальным СМИ обывателям, власти тем более надо налаживать диалог с обществом, увеличивать количество свободы в стране. И не пытаться силой закрыть крышку кипящего котла.
Наконец, как учит история, на акции протеста, которые действительно угрожают существованию власти или в итоге приводят к ее свержению, — будь то заговор военных, дворцовый переворот или массовые митинги протеста – разрешения никто не спрашивает.
Революции никто, нигде и никогда не делает, заручившись одобрительной резолюцией действующего начальства.
Зато везде и всегда в создании революционной ситуации власть принимает, по крайней мере, не менее активное участие, чем те, кто ее свергают.
Поэтому вместо попыток нелепой регламентации митингов и шествий власть должна учиться взаимодействовать не только со сторонниками, но и с противниками. Она должна понимать, что уличный протест, если он совершается без насилия, куда лучше для самой власти, чем неконтролируемые действия разъяренной толпы или внутренние заговоры властных группировок.
Уличная политика становится угрозой для власти только там, где любой ненасильственный протест воспринимается как подрывающий государственные устои и где правители делают все возможное, чтобы заглушить любой открыто звучащий голос «несогласных».