Борьба за настоящую структуру правительства стала публичной. После череды рапортов о сокращении чиновников, укрупнении министерств и других всегда приятных для обывателя административных нововведениях стали слышны голоса фронды, причем публично о своем недовольстве заявили сами разработчики административной реформы. Против укрупнения-сокращения высказались не анонимные аппаратчики, которые обычно в таких случаях ссылаются на то, что можно либо реорганизовывать, либо работать, а либералы-реформаторы. На прошлой неделе ближайший соратник Германа Грефа Аркадий Дворкович указал на невозможность фактического упразднения заместителей министра, которые, по его мнению, и ведут всю основную работу. На вчерашней научной конференции, организованной Высшей школой экономики, министр экономического развития Герман Греф отмежевался от уже фактически заявленного курса правительства Фрадкова.
Решившись на публичную полемику с премьером, Греф продемонстрировал, что он фактически лишился возможности административно-бюрократическим способом отстаивать свои идеи.
Но при этом решительно не хочет управлять «сводным планово-экономическим отделом» правительства. Именно это место отвел новому МЭРТу выходец из советского ГКЭС Михаил Фрадков. Затравленный непрекращающимся давлением и требованиями назвать правильную цифру роста, Греф представил свою цифру, которая демонстративно выглядела не как ожидаемое число, а как набор тезисов либеральной экономической политики, практически не осуществимой в сегодняшних условиях. И этим выдвинул альтернативу комедийной истории о том, как министр экономического развития по капле выдавливал из себя чаемое удвоение, которое закончилось фарсом и демонстративными 10% роста ВВП, превращенными потом в проценты инфляции, перепутанные корреспондентами.
За правительственной дискуссией о цифре роста и стратегии ее достижения проступила на самом деле жесткая борьба за то, чтобы сделать министерство Грефа собранием экономистов-специалистов, потенциальных экономистов-вредителей.
Либерально-хозяйственная структура правительства Касьянова с момента формирования ограничивала возможности аппаратного влияния МЭРТ. Министерство реформ занимало межеумочное положение мозгового центра, от которого требовали программ, потом требовали правильных программ, наконец, буквально вытрясали правильные подходы, и затем то, что сами вытрясли, ставили на вид, резонно укоряя, что, мол, вы же тут написали, а ничего из этого не получается.
Сейчас, несмотря на укрупнение и приставку супер, министерство реформ заметно ослабло, поскольку одну аппаратную войну оно уже проиграло.
Назначенный заместителем главы правительства Александр Жуков сумел занять почти идеальную бюрократическую позицию — руководителя реформаторов, ретранслирующего принятые и правильные подходы, ответственность которого при этом ограничена функцией ретранслятора.
Именно Жуков, пока Греф сопротивлялся, решительно сообщал, что рост ВВП вполне может составит нужные 7%. А в докладе на вчерашней конференции оптимистично пояснял, что и так оптимистичные прогнозы правительства при должном усердии еще могут быть скорректированы в лучшую сторону. Живописуя оптимистические перспективы, вице-премьер остановился на инфляции, которая, если ситуация не подведет, к 2007 году будет всего 4%. Цифры не новые, но примечательно приятные.
Именно умение вовремя называть приятные цифры и составляет существенную часть политического обаяния Александра Жукова, которого так не хватает Герману Грефу.
Этим даром либерального бюрократа Жуков и обязан своей блестящей думской карьере.
~ Черты управленческого навыка бессменного руководителя бюджетного комитета особенно ярко проявлялись тогда, когда бюджет еще не одобряли в подковерном нулевом чтении, а нещадно рвали в разные стороны на четырех публичных. Именно тогда, представляя бюджет после его обсуждения в комитете, Жуков мог отдать должное правительству и расчетам Минфина, указать при этом, что «депутаты могут быть не во всем согласны» или «депутаты согласны с правительством, однако нельзя не отметить». И от «депутаты согласны, но» до «депутаты не согласны, однако» длилась непрерывная линия полутонов, по которой человек осведомленный точно мог понять, на что именно согласны депутаты и сколько на какую программу какого депутата нужно еще добавить. И г-н Жуков всегда вовремя указывал на дополнительный источник дохода, который как раз и способен примирить непримиримое.
Что особенно важно, ценность умения Александра Жукова состоит не только в том, чтобы выразить «депутатские настроения», но и твердо отвечать за то, что члены комитета настроены именно так, при том что в бюджетный комитет записывалось почти четверть Думы. Этой чиновничьей чуткости, выраженной в намеках и экивоках, Греф и проиграл аппаратную борьбу.
Либеральный «жуковский проект» экономического блока правительства как раз и подразумевает неброское, но ответственное руководство приданным болотом и умение публично невыразимый болотный интерес пристойно артикулировать. Политика — искусство возможного, а экономическая политика в России — это такое невозможное искусство возможного. Которым не владеет Герман Греф.