Пора реабилитировать Никиту Михалкова с его великим эпистолярным почином на тему третьего срока и фильмом-гимном «55» в день рождения Владимира Путина. Чуткий художник просто первым уловил нашу новую национальную идею – безмерную любовь к президенту. Как ни включишь телевизор, очередной сегмент электората спешит присягнуть на верность. Женщины Владивостока соревнуются в проявлении сильного чувства с мусульманами России, пенсионеры из Красногорска – с движением «За Путина!», машинист метропоезда из Казани — с губернатором Тулеевым, Федор Бондарчук — с Аллой Пугачевой…
Выпуски новостей начинаются и заканчиваются Его именем. Доминантой любой теледискуссии — будь то «Национальный интерес» с Дмитрием Киселевым (об угрозах переходного периода), «Судите сами» с Максимом Шевченко (о возможности реванша девяностых) — на второй минуте становится Владимир Владимирович.
Количество перешло в новое качество, вследствие чего назрела необходимость исследовать феномен Путина.
Этим и занялись ученые мужи в последних познеровских «Временах».
Главным ньюсмейкером и специалистом по общественному сознанию назначили адвоката Павла Астахова, чей телеобраз мигрировал из защитника Гусинского в защитника Путина. Познер вспомнил, правда, что в стране имеется большой опыт организации всенародного изъявления чувств к лидеру, но тут же отринул крамольную мысль. Да еще и аргумент привел сокрушительный: сейчас, мол, другой случай, у президента несколько последних лет несусветно высокий рейтинг.
Ученые мужи оказались не очень-то убедительными. Основной тезис «Путин – один из нас» забуксовал сразу. Во время рекламной паузы показали ролик «Справедливой России», чей лидер убеждал избирателей: «Перед вами сидит Серега Миронов, за плечами которого 18 полевых сезонов». «Серегу» сразу стало жалко. Каждый, кто увидел эту рекламу в данном контексте, наверняка подумал: пока активный участник полевых сезонов с трудом дотянется до 7% народной любви, ВВП уже перешагнет 100%.
Кстати, о предвыборных роликах и теледебатах — они тоже часть того театра политического абсурда, в котором все мы статисты. Рейтинги свидетельствуют: интерес к агитации упал до нулевой отметки. А сколько мгновений чудных дарили нам еще совсем недавно мастера пиаровских творений — никакому Питеру Бруку и не снилось. Кружилась в вальсе волшебной принцессой политический лидер ХХI века, как она сама себя именовала, Ирина Хакамада. Черномырдин в окружении гусей играл на гармошке. А супружеской чете снился сон. Жене пригрезилась Наташа Ростова, мужу – царь Петр и академик Сахаров. Все они дружно убеждали супругов голосовать за Жириновского. Теперь даже председателю Центризбиркома Чурову, по его признанию, скучно следить за дебатами. Плакатной стилистикой и унылыми, повторяющимися из года в год обещаниями одних и тех же людей зрителя не возьмешь. Тем более что и
в облике, и в речах лидеров сквозит обреченность – голосуй, не голосуй, все равно получишь «Единую Россию», которую теперь столь настойчиво пропагандирует президент.
Вернемся, однако, к его феномену. Пример «Сереги» и многих других политиков, педалирующих свой, говоря по-научному, обыденный ментальный склад, не срабатывает. Так что дело не в «своем парне». А в чем же? Вопрос у Познера так и остался открытым. Анализ привычно подменили одой, благо, лексические запасы собравшихся позволяли это сделать. Если ульяновская ткачиха Елена Лапшина называет президента «талисманом», то московский политолог Леонид Поляков говорит о сшивке Путиным двух половинок русской души, Европы и Азии, государства и личности, морали и политической необходимости.
После таких высот тема, казалось бы, закрыта, но Андроник Мигранян не пасует перед трудностями, уверенно повышая планку: цепь времен разорвалась, а президент ее связал, вернул людей в свою историю и страну. Тут уж и Виктор Ерофеев не сдержался, вытащил свои козырные карты (куда до него Михалкову, которого он недавно вызывал на дуэль из-за непомерных славословий в высочайший адрес). Острым писательским умом он постиг главное: 1) Путин дал народу свободную частную жизнь; 2) изменил к лучшему русскую ментальность; 3) посеял ростки истинной демократии.
Автор не забыл процитировать свою «Энциклопедию русской души» и возрадовался тому, что писатели вдруг снова стали востребованными, ездят много по стране. Не все, заметим в скобках, а только самые пластичные – как при Брежневе.
Прочие творческие интеллигенты в других программах тоже не остаются в долгу перед президентом. Вечная пушкинская тема «поэт и царь» актуальна и сегодня.
Еще один любопытный штрих поведенческой модели передовой творческой интеллигенции новой России: беспрекословно поддерживать тех, кто на вершине политического Олимпа. Примеров тьма, вспомню самые свежие. Меня не удивляет, когда Гоша Куценко сколь путано, столь и вдохновенно повествует о том, что готов сняться в любом фильме, который срежиссирует ВВП. А вот Михаил Жванецкий, признаюсь, смутил. В программе «Дежурный по стране» он застенчиво, но энергично приглашает Путина на свой концерт 2 декабря: приходите, Владимир Владимирович, будет хорошо, приходите.
А по тундре, по широкой дороге все идут «КамАЗы», груженные тоннами обожания Владимира Путина, материализованного в виде подписей с просьбой не покидать нас, сирых и убогих. И мчатся, мчатся к светлому будущему с теми же подписями тридцать пять тысяч курьеров наперегонки с сорока тысячами братьев.
Автор – обозреватель газеты «Газета»